Отправляясь в паломничество в Мекку и Медину, президент Чечни Рамзан Кадыров не забыл и о сугубо светских делах: прямо перед отъездом он распорядился усилить контроль за выплатой налогов предпринимателями республики. «Крайне низкий уровень доходов, поступающих в казну, вызывает подозрение, -- сказал президент. -- Необходимо исправить сложившуюся ситуацию и нормализовать работу по выплате налогов в сфере предпринимательской деятельности».
Чеченские предприниматели сосредоточены в основном в Грозном, и новый контрольный орган уже создан при мэрии. Специальная межведомственная комиссия выявляет людей и компании, которые ведут бизнес, но от налогового учета уклоняются. В первые же дни работы комиссии, в которую входят налоговики, сотрудники городского потребительского союза и чиновники мэрии, были обнаружены злоупотребления на центральном рынке Грозного.
В начале 2000-х годов, когда
налоги только начали собираться на территории Чечни, республику часто называли в числе лидеров по этому показателю. Только за 2005 год собираемость налогов в республике увеличилась в полтора раза и составила около 8 млрд руб. -- около трети всего республиканского бюджета. Но в эту сумму входят все собираемые в Чечне налоги -- как республиканские, так и федеральные. Бюджет республики при этом дотируется из федерального бюджета на 80% -- по уровню дотационности Чечня занимает второе место среди регионов Южного федерального округа после Ингушетии.
По общей бюджетной обеспеченности Чечня и Ингушетия занимают одно из последних мест в общероссийском рейтинге, составленном журналом «Финанс». У Чечни этот показатель в 2007 году составит, как ожидается, 62%. При этом Чечня находится среди лидеров по темпу роста бюджетной обеспеченности благодаря федеральным трансфертам. Интересно, что в рейтинге регионов по количеству федеральных трансфертов на душу населения республика занимает 10-е место, уступая пальму первенства ряду северных российских провинций.
В прошлом году Минфин России провел по просьбе полпредства президента в Южном федеральном округе экспертизу консолидированных бюджетов восьми республик юга России. Эксперты обнаружили, что регионы, в том числе и Чечня, не полностью используют собственные ресурсы. Налоговые доходы Чечни -- при разумном использовании -- могли бы быть выше на 800 млн руб. (то есть почти на 10%). По всей видимости, поисками этих упущенных доходов и намерен теперь заняться Рамзан Кадыров.
База для налогообложения в Чечне, как ни парадоксально, есть. В начале 2000-х годов, когда в республике еще шли боевые действия, зарегистрированных предпринимателей там было всего около 300 человек -- в это число, естественно, не входили бабушки, торгующие хлебом, сигаретами и семечками на убогих базарчиках вдоль разбитых войной дорог, и стоящие там же продавцы контрафактного бензина.
В 2001 году бизнесмены Чечни создали Союз промышленников и предпринимателей, который стал региональным отделением РСПП. Возглавляет его
Усман Масаев, президент концерна «Диорет». Более известные и состоятельные чеченские бизнес-семейства в союз не вошли -- их основные активы находились далеко за пределами Чечни, а иногда и России, поэтому чеченский союз стал объединением мелких и средних бизнесменов, пытающихся работать на территории своей малой родины. По данным чеченского правительства, в прошлом году в республике существовали 4543 малых предприятия и 11 650 человек, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сферы этой деятельности самые различные -- от розничной торговли продовольствием и одеждой до ресторанов и автосервисов: в разрушенной войной республике вся жизнь начинается с нуля.
В Грозном малый бизнес действительно наиболее активен -- кафе и магазинчики стихийно занимают первые этажи домов, порой даже тех, до которых еще не дошли реставраторы. В городе шутят, что предприниматели никогда не дадут снести скелеты высоток на проспекте Кадырова от площади Минутка до Сунжи, потому что уже освоили их первые этажи. Местные жители жалуются, что пока основной разновидностью предпринимательства становятся автосервисы, бензоколонки и общепит, но по мере возвращения мирной жизни и сфера приложения частного капитала становится шире.
Власти Чечни предпринимателям до сих пор старались оказывать поддержку, видя в их успехе залог нормализации экономической жизни. В прошлом году региональное правительство разработало законопроект «Об основах предпринимательской деятельности в Чеченской республике», в котором предполагалось введение 14-летних налоговых каникул для любых предприятий, работающих на территории Чечни. Проект был внесен в Государственную Думу, но его не рассмотрели, сочтя, по всей видимости, сепаратистским. В том же 2006 году вице-премьер (ныне премьер-министр)
Одес Байсултанов и министр финансов Эли Исаев обещали принять меры по снижению ставок республиканского налогообложения. Впрочем,
нынешняя инициатива Рамзана Кадырова не противоречит этим протекционистским планам -- либеральное стремление уменьшить налоговое бремя никак не противоречит желанию добиться более добросовестной уплаты налогов. Ситуация вполне отвечает общероссийской традиции: сначала усиливается контроль, а меры по снижению нагрузки откладываются на неопределенный срок.
Рамзан Кадыров, к слову, и сам до недавнего времени был чеченским предпринимателем -- ему принадлежала сеть автосервисов и бензозаправок «Лидер». По некоторым данным, в прошлом году сеть была продана. Ряд экспертов называет «карманом» Рамзана Кадырова благотворительный фонд имени его отца -- Ахмат-хаджи Кадырова. Фонд формально возглавляет мать президента, а одним из реальных руководителей является нынешний мэр Грозного Муслим Хучиев. При этом нет официальных данных ни об объеме фонда, ни об источниках его пополнения. Касательно последнего существуют самые неправдоподобные версии -- от непосредственной аккумуляции в фонде федеральных трансфертов до неформального налогообложения чеченских предпринимателей и бюджетников.
Едва ли «дань» с предпринимателей может быть единственной основой благотворительности семьи Кадыровых. Но реальность Северного Кавказа такова, что помимо отчислений, положенных по закону, любой предприниматель должен рассчитывать свои финансовые силы и на те "сборы", что никакими законами не предусмотрены. Многие полагают, что уплата положенных взяток освобождает от уплаты налогов. Рамзана Кадырова ждет успех лишь в том случае, если ему удастся доказать бизнесменам, что, наоборот, уплата налогов освободит их от всевозможных поборов. А это пока, кажется, не удалось и руководителям федерального уровня, общающимся в отличие от чеченских с предпринимателями, успевшими отвыкнуть от автомата как средства определения налогооблагаемой базы.