На сайте Министерства иностранных дел России, возглавляемого Сергеем Лавровым (
на снимке), вчера появился документ, подобного которому еще не было в истории нашего внешнеполитического ведомства. Это 100-страничный «Обзор внешней политики Российской Федерации» - систематизированное изложение внешнеполитических приоритетов современной России вместе с рекомендациями соответствующим ведомствам. «Сильная, более уверенная в себе Россия стала важной составной частью позитивных перемен в мире», -- утверждают составители.
Газете «Время новостей» стало известно, что в разработке документа участвовал весь МИД, включая зарубежные представительства. «Это коллективный труд всего министерства», -- говорят наши источники. Сводил отдельные главы воедино Департамент внешнеполитического планирования. Консультации были получены и от парламентариев, и от экспертов исследовательских институтов. О необходимости такого документа заявил еще в июне 2006 года президент Владимир Путин на совещании с российскими послами. По информации «ВН», администрация президента получила документ еще в феврале и внесла в него кое-какие поправки.
Подобные обзоры происходящего в международных делах давно публикуются западными странами. Россия не только следует этим тенденциям, но и откликается на перемены в мире. Хотя глобализация, подчеркивают в Москве, не противоречит многообразию мира: «Нарастающие процессы глобализации, несмотря на свои противоречивые следствия, ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений».
Эти процессы привели к восстановлению «равновесия и конкурентной среды», которые были утеряны с окончанием «холодной войны».
Россия, один из главных поставщиков нефти и газа на мировые рынки, не могла не обратить внимания на рост важности в политике "энергетического фактора, в целом доступа к ресурсам". Есть «страны, которые рассматривают Россию как потенциально опасного конкурента на мировой экономической сцене». С сожалением отмечается, что эти неназванные государства хотят ограничить «конкурентные преимущества нашей страны» как «крупного резерва глобального экономического роста».
Ключевое направление внешней политики -- постсоветское пространство: «Здесь концентрируются наши интересы в сфере безопасности и экономики, отсюда исходят серьезные вызовы, включая нелегальную иммиграцию и организованную преступность».
Еще один раздел -- региональные конфликты. Тезис о том, что «урегулирование кризисных ситуаций, в особенности на Ближнем и Среднем Востоке, не имеет разумной альтернативы», соответствует традиционному российскому подходу. Однако что касается
ситуации в Косово -- здесь авторы взглянули на вещи по-новому. Впервые в качестве пищи для размышлений предлагается «опыт международного сообщества, связанный с созданием Израиля» в 1948 году, когда так и не было создано соседнее государство Палестина: "Процесс территориально-политического обустройства Палестины вышел из-под контроля международного сообщества". Тут нельзя не согласиться с авторами, что это один из "ключевых факторов" "неурегулированности арабо-израильского конфликта". Но вообще-то оригинальная привязка этого исторического опыта к Балканам выглядит туманно.
Урегулирование конфликтов -- вещь деликатная. Здесь следует избегать силовых действий и даже угрозы применения силы. В подтверждение этого составители привели высказывание французского писателя Марселя Пруста: «Точно определить черту, до которой блеф может идти с успехом, не так-то просто; если один заходит слишком далеко, другой, который до сих пор уступал, тоже начинает наступать... вплоть до того момента, когда обоим отступать дальше некуда». Элементы блефа присутствуют и в американо-иранских коллизиях, и в
ядерной проблеме Северной Кореи. Блефовал и Саддам Хусейн, намекая на обладание так и не обнаруженным в Ираке оружием массового уничтожения. Блефовали и спецслужбы США, утверждавшие, что это оружие там есть.
Москву беспокоит возрастание фактора силы в мировых делах. Ведь это оказывает "неблагоприятное воздействие" на разоружение и контроль над вооружениями. Россия признает, что в этой области -- застой. Выход предложено искать в «коллективных действиях по укреплению режима нераспространения, недопущению расшатывания международно-правовой разоруженческой базы». Здесь важна роль пусть и "неоднозначных" отношений с американцами. США, к сожалению, стремятся к однополярному миру, где остальным отводится роль "ведомых", а не ведущих. Но "Россию и США, несмотря на изъяны в политике нынешней администрации, объединяет общая забота об укреплении режима нераспространения".