Грузия, ссылаясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод,
обвиняет Россию по 10 статьям международного права. Вчера стали известны детали 70-страничного иска, направленного Тбилиси в Европейский суд по правам человека. За 48-летнюю историю Страсбургского суда это четвертый случай, когда одно государство предъявляет претензии другому. В 1978 году Ирландия жаловалась на Соединенное Королевство, в 2000 и 2001 годах иски против Турции возбуждали Дания и Кипр.
После того как в конце сентября 2006 года
в Грузии по обвинению в шпионаже были арестованы четыре российских офицера, Москва ответила санкциями, в том числе
депортацией 2380 грузинских граждан, проживавших в России нелегально. Во время депортации, по утверждению Тбилиси, погибло четыре человека. Представитель Грузии в Страсбургском суде Бессарион Бохашвили сообщил во вторник, что в иске подробно описываются «ксенофобские действия России», и Тбилиси требует полного возмещения материального и морального ущерба депортированным (его объем минюстом не конкретизирован).
Министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили, комментируя первые негативные отклики российских представителей, заявил, что Тбилиси защищает права своих граждан «цивилизованными методами, обращаясь к международной правовой форме». По его словам, в этом отличие Грузии от России, которая не исключает защиту граждан непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии, получивших российское гражданство, «военным контингентом, присутствующим в зонах конфликтов».
В январе Россия после почти четырехмесячного перерыва вернула в Грузию посла, отзывавшегося для консультаций. Предполагалось, что это будет способствовать потеплению отношений. Но к этому моменту минюст и парламентская комиссия по защите депортированных уже активно собирали материалы для обращения в Страсбург. Отказаться от внесения политически мотивированного иска Грузия уже не могла. «В таком случае мы устроили бы демарш, мы потребовали бы отставки как минимум министра юстиции», -- заявил «Времени новостей» депутат от оппозиционного «Демфронта» Георгий Тортладзе.
Чтобы смягчить критическую реакцию Москвы, Грузия решила отказаться от политических дебатов с Россией в Парламентской ассамблее Совета Европы. Председатель парламентского комитета по защите прав человека Елена Тевдорадзе рассказала "Времени новостей", что эти дебаты должны были состояться 16--20 апреля, но, по ее словам, «мы решили снять с повестки вопрос о дебатах, раз уж внесли иск, чтобы перенести разбор отношений в правовую плоскость».
«Этот иск еще более осложнит двусторонние отношения, -- заявил «Времени новостей» политолог Рамаз Сакварелидзе. -- Можно было, учитывая наметившееся потепление между нами и русскими, поступить так, чтобы реакция Москвы была менее болезненной. То есть, прежде чем обращаться в Страсбург, обстоятельно обсудить все с Россией. И потом вносить иск, если бы Россия не согласилась с нашими претензиями. Но теперь поезд ушел».
Официальный представитель МИД России Михаил Камынин считает, что обращение Грузии в Страсбург не будет способствовать нормализации отношений. Высокопоставленный представитель посольства России в Грузии, пожелавший остаться неназванным, считает иск «политически ангажированным»: «Заметьте, что индивидуальных исков никто из депортированных не внес. Не значит ли это, что у депортированных нет претензий, что они понимают, что их выдворили на законных основаниях, на основании судебных решений? Ведь любая страна, не только Россия, так поступает с нелегалами. Этот иск подан в русле той политики грузинской стороны, которая ведет к нагнетанию напряженности».