Руководство ГТК отстранило от своих должностей начальника Таможенной инспекции Александра Волкова и первого замначальника управления таможенных расследований и дознания Марата Файзулина. Связано решение с окончанием Генпрокуратурой официального расследования в отношении двух чиновников и поступившим оттуда официальным представлением следствия. Подчиненных г-на Ванина обвиняют в необоснованном требовании с руководителей мебельных комплексов «Три кита» и «Гранд» 2,5 млн долларов в счет якобы не существовавшей задолженности перед бюджетам по таможенным платежам. Вчера опальные таможенники начали знакомиться с тремя томами своего дела.
История вокруг «несуществующего» долга главы «Трех китов» Сергея Зуева разгорелась летом прошлого года. ГТК почти одновременно атаковал склады более чем десятка различных фирм и объявил, что выявил канал контрабанды мебели на сотни миллионов долларов. По версии таможенников, несколько десятков фирм (в частности, в расследовании упоминались «Лига Марс» и «Бастион»), которые явно управлялись из единого центра, ввозили
мебель, используя все существующее виды ухода от уплаты таможенных платежей. Дальше товар оседал на складах, а потом продавался в двух комплексах -- «Гранд» и «Три кита». ГТК арестовал хранившуюся на складах мебель и заявил, что не вернет ее, пока не будут погашены все таможенные задолженности. Среди пострадавших фирм оказались «Лига Марс» и «Бастион», формально отношения к г-ну Зуеву не имевшие. Им таможенники насчитали 2,5 млн долларов долга. Однако деньги эти в обмен на арестованную мебель согласился выплатить через уже «свою» фирму «Альянс-95» Сергей Зуев. После этого он уже сам начал атаку на ГТК.
Предприниматель написал сразу несколько жалоб на действия таможенников в различные инстанции, и по одной из них Генпрокуратура возбудила уголовное дело о превышении таможенниками служебных полномочий. По версии следователей, руководство ГТК, во-первых, требовало с торговых комплексов 2,5 млн долларов еще до возбуждения дела о нарушении таможенных правил, а это запрещено. Во-вторых, таможенники, как решили прокуроры, придирались вовсе не к тому, к кому следовало по закону. Как считают в Генпрокуратуре, мебель в Россию ввозили не структуры Зуева (у которых даже нет лицензии на внешнеэкономическую деятельность), а другие фирмы, в том числе «Лига Марс», и, следовательно, с них-то и надо было требовать таможенные платежи.
В результате в конце ноября Александру Волкову и Марату Файзулину были предъявлены официальные обвинения. По информации газеты «Время новостей» из источников в Генпрокуратуре, в середине прошлой недели глава ГТК Михаил Ванин лично приезжал в Генпрокуратуру и даже имел беседу по поводу сложившейся ситуации с Юрием Бирюковым. Однако защитить своих сотрудников ему не удалось -- 7 декабря следователи официально объявили об окончании расследования таможенного дела и даже вынесли руководству ГТК представление об отстранении Волкова и Файзулина с должностей. Сами таможенники сейчас знакомятся с материалами дела и по-прежнему считают обвинения в свой адрес необоснованными.
В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» Марат Файзулин сказал, что вообще не понимает суть выдвинутых против него обвинений, поскольку требование возмещения в бюджет таможенных платежей является его прямой служебной обязанностью. Тем более странно все это выглядит при том, что, по словам г-на Файзулина, одновременно с окончанием следствия ему перепредъявили обвинение. Если раньше следователи полагали, что он превышал полномочия «с причинением тяжких последствий», то теперь в обвинении появилась формулировка «с применением насилия», хотя все разговоры с Сергеем Зуевым г-н Файзулин, по его уверениям, вел исключительно корректно и только в своем служебном кабинете в присутствии свидетелей.