Активная фаза распродажи имущества ЮКОСа стартовала. Вчера ровно за пять минут представители «дочки» ТНК-ВР -- «Самотлорнефтегаза» пять раз делали заявки в аукционе по продаже 9,44% акций «Роснефти» и 12 векселей «Юганскнефтегаза», а
«внучка» «Роснефти» -- «РН-Развитие» пять раз перебила их предложение. Претендентов на этот актив больше не было, представителей акционеров ЮКОСа -- Group Menatep в здание обанкроченной компании, где проходил аукцион, не пустили, мобильную связь на всех этажах, кроме первого, глушили. В такой тихой и спокойной обстановке «РН-Развитие», предложившая за лот 197,84 млрд руб. (7,587 млрд долл.), была признана победителем аукциона.
Организаторы дела ЮКОСа всегда отличались любовью к круглым числам. Не обошлось без этого и вчера. Стартовая цена лота -- ровно 7,5 млрд долл. Разница между рыночной ценой продаваемого пакета акций «Роснефти» в момент торгов и ценой, предложенной победителем аукциона, составляла ровно 1 млрд долл. Официальный представитель государственной компании Владимир Воевода заявил на это: «Мы считаем, что заплатили справедливую цену». Правда, компания согласно решению ее совета директоров собиралась прокредитовать «РН-Развитие» на 9 млрд долл. Какова судьба 1,4 млрд долл., не понадобившихся для вчерашнего аукциона, не сообщается. В свою очередь председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко заявил журналистам после торгов: «Аукцион мог быть лучше, так как стартовая цена этого актива была установлена на уровне ниже рыночной. Если ты купил по дешевке, то даешь мажоритарным и миноритарным акционерам возможность в свободной прессе критиковать такую сделку, потому что на рынке этот актив потом можно будет продать дороже. Они (победители. --
Ред.) сами себя подставили».
Теперь «Роснефть», как говорит ее представитель, либо «обменяет большую часть приобретенного пакета собственных акций на профильные активы в России и за рубежом», либо «в случае определенной конъюнктуры» разместит на рынке «для свободного обращения». Впрочем, в официальном пресс-релизе компании указывается лишь намерение обменять акции «Роснефти» на активы. На что именно, не уточняется.
Стоит отметить, говорит начальник управления анализа рынка Банка Москвы Владимир Веденеев, что фактически прошедший аукцион стал завершающим этапом по продаже «Юганскнефтегаза». В конце 2004 года за долги ЮКОСа перед бюджетом были проданы все обыкновенные акции этой компании, в то время как привилегированные остались у ЮКОСа. В прошлом году «Роснефть» провела консолидацию активов дочерних компаний, в ходе которой «префы» «Юганскнефтегаза» превратились в пакет акций «Роснефти». «В итоге если за голосующие акции «Юганскнефтегаза» ЮКОС получил 9,4 млрд долл., то бывшие «префы» были проданы за 7,45 млрд долл. В итоге приобретение всего «Юганскнефтегаза» обошлось «Роснефти» почти в 16,9 млрд долл., или примерно 1,5 долл. за баррель доказанных запасов», -- указывает в своем обзоре г-н Веденеев.
«Роснефть» же не намерена останавливаться на достигнутом в поглощении активов ЮКОСа. В компании по-прежнему подтверждают заинтересованность в активах ЮКОСа и утверждают, что готовы участвовать в предстоящих аукционах. Компанию, как раньше не раз заявлял ее президент Сергей Богданчиков, интересуют в первую очередь нефтеперерабатывающие заводы ЮКОСа, нефть «Юганскнефтегаза» по-прежнему перерабатывается на них. Вчера пресс-секретарь конкурсного управляющего обанкроченной компании заявил, что в ближайшую пятницу соберется комитет кредиторов, который, возможно, определит целесообразность объединения перерабатывающих и добывающих активов в единые лоты по территориальному признаку. Аукционы могут быть назначены на конец апреля -- начало мая. Так что к лету бренда "ЮКОС", судя по всему, уже не будет.
В этой истории весьма интересна роль ТНК-ВР, согласившейся внести задаток в 1,5 млрд долл. для участия во вчерашнем аукционе и проиграть «Роснефти». В обмен на такую любезность, позволившую государственной нефтяной компании выиграть у лояльного "конкурента", англо-российская структура, как полагают, возможно, не будет больше подвергаться сильному прессингу со стороны контролирующих органов. В частности, лицензию на Ковыктинское газовое месторождение скорее всего у нее не отберут. «Судя по всему, найдено такое очень правильное решение, компромиссное, -- говорит один из участников нефтяного рынка, -- но о нем вряд ли будет известно раньше окончания распродажи ЮКОСа в конце мая». Ведь примерно в те же дни по странному совпадению у ТНК-ВР истекает срок для устранения нарушений лицензионного соглашения на разработку Ковыктинского месторождения.