Время новостей
     N°53, 28 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.03.2007
Футбол по теннисным правилам
Стройкомплекс Москвы не успевает за федеральным законодательством
Благостную статистику капитальной застройки столицы в прошлом году властям подпортили не только громкие конфликты с жителями окраин, но и нарастающий дефицит рабочих рук в строительной отрасли. Однако если невозможность прийти к консенсусу с горожанами чиновники могут записать лишь на счет собственной несговорчивости, то в возникновении проблем с трудовыми ресурсами они всецело винят близорукость политики федеральных властей в сфере трудовой миграции. Как заявил вчера на заседании столичного правительства первый заместитель мэра, руководитель комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин, новая миграционная политика спровоцировала кадровую «лихорадку» в строительных компаниях.

По его словам, кадровый голод проявляется не на стройплощадках, где возводится коммерческое жилье, а на строительстве объектов, в которых нуждается город, -- там зарплата рабочих ниже. Гастарбайтеры быстро сориентировались в условиях растущего дефицита рабочей силы и стали перебегать из одной структуры в другую. Дабы избежать массового оттока строителей-мигрантов, г-ну Ресину, по его собственным словам, пришлось обзавестись заместителем по вопросам миграции, а при стройкомплексе организовать структуру, которая непосредственно займется регистрацией и распределением иностранных трудовых ресурсов. Однако в условиях репрессивного регулирования рынка иностранного труда федеральными властями, как, например, это было сделано в розничной торговле, будущий год для кадровиков стройкомплекса Москвы может стать не менее напряженным. Поэтому столице, по мнению г-на Ресина, следует срочно обратиться к собственным средним специальным учебным заведениям и позаботиться о строительных кадрах.

В остальном же, как показало заседание правительства, чиновники остались довольны темпами жилищного строительства 2006 года, «носящими ярко выраженную социальную направленность». По данным комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции, в прошлом году в столице построено более 5 млн квадратных метров жилья, из которых 1,8 млн направлено на городские социальные программы. «Самое главное, что жители пятиэтажек первого периода индустриальной застройки переселены в новые благоустроенные дома, расположенные почти в том же месте, где они и жили ранее», -- считает Владимир Ресин. В 2006 году было снесено 636 тыс. кв. м пятиэтажного жилья. Примерно таких же объемов реконструкции и нового строительства столичные власти намерены придерживаться и в этом году.

При этом г-н Ресин дал понять, что кардинально менять свою политику в отношении москвичей, выселяемых с нужных городу земель, власти не намерены. По словам руководителя стройкомплекса, правительство Москвы действует «в рамках правового поля» и с большинством жителей из подлежащих сносу домов удается договориться. А ввязывающиеся в конфликты москвичи, по мнению чиновников, лишь становятся жертвами чьих-то политических манипуляций. Столица и впредь намерена расселять в многоэтажки городские поселки и деревушки, развивая территорию муниципалитета, отнюдь не богатого на земли под жилищную застройку.

Так что скандалы, подобные событиям прошлого лета в Южном Бутове, наверняка будут повторяться. Кроме того, депутаты столичного парламента опасаются, что новым источником конфликтов между чиновниками и рядовыми горожанами могут стать новые земельно-правовые отношения, напоминающие председателю комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаилу Москвину-Тарханову «лоскутное поле».

Правда, ответственность и за это градоначальники готовы переложить на федеральных законодателей. «В режиме перманентно меняющегося, неполного законодательства строительство в Москве похоже на игру на футбольном поле по теннисным правилам», -- возмущался мэр города Юрий Лужков. По его словам, из-за этого столица, пытающаяся активно участвовать в национальном проекте «Доступное жилье», нередко «выпадает из законодательного поля». Поэтому, по мнению г-на Лужкова, столичным властям, руководствуясь своим опытом, следует настойчивее участвовать в федеральном нормотворчестве.

Юлия ХОМЧЕНКО