|
|
N°52, 27 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По древним регламентам
Действующий закон «О техническом регулировании» тормозит рост промышленности
Ход реформы техрегулирования обсуждался на заседании Экспертного совета по металлургии и горнорудной промышленности (в его состав входят депутаты Госдумы, представители Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ и научного сообщества). По мнению участников заседания, реформа технического регулирования идет крайне медленно. Прежде всего, отстает разработка техрегламентов во всех отраслях промышленности.
Глава совета, заместитель председателя думского комитета по промышленности Георгий Шевцов отметил, что «российский закон «О техническом регулировании» (принят в 2003 году. -- Ред.) в своем нынешнем виде серьезно отличается от аналогов в других государствах, что не является его сильной стороной». Так, в России обязательные технические нормы должны устанавливаться преимущественно федеральными законами. При этом закон предъявляет требования как к продукции, так и к процессам ее производства, и эти требования должны быть исчерпывающими. Это существенно затрудняет подготовку текстов регламентов. Зарубежный законодатель такой подход не использует. В зарубежных законах устанавливаются общие требования безопасности, а техрегламенты утверждаются актами исполнительной власти. Для исправления ситуации в российский закон о техническом регулировании необходимо внести поправки.
Депутат подчеркнул, что о неработоспособности нынешнего закона говорит и тот факт, что за четыре года с момента его принятия правительство не внесло в Госдуму ни одного проекта техрегламента. Это выводит проблему за рамки металлургии или горнорудной промышленности и «рано или поздно приведет к снижению эффективности всей экономики страны»,-- подчеркнул г-н Шевцов.
Одной из основных недоработок действующего закона является невозможность вносить изменения в существующие ГОСТы, СНиПы и другие регламентирующие документы. «В результате, пока техрегламенты в этих отраслях не приняты, у нас порой работают по правилам, утвержденным десяток и больше лет назад. Их актуальность и эффективность известны. Целые отрасли иногда тормозятся из-за проблем с законом», -- заявил Георгий Шевцов. В то же время на сегодняшний день подготовлена почти сотня регламентов, которые зависли в воздухе, зачастую из-за невозможности согласования между заинтересованными сторонами.
Предлагаемые депутатами поправки исключают из сферы техрегулирования процессы производства, не влияющие на безопасность продукции, а также вопросы охраны труда, оставляя их в ведении Трудового кодекса. Также предлагается уравнять по процедуре общественной экспертизы техрегламенты, принимаемые правительством, с регламентами, принимаемыми Госдумой. Примечательно, что предлагаемые поправки в закон о техническом регулировании закрепляют необходимость использования международных стандартов в этой сфере. Это шаг в совершенно иную сторону от текущей редакции закона, которую специалисты называют отсталой и однобокой.
Участники Экспертного совета констатировали, что сама по себе проблема технического регулирования внешне не так заметна, как, например, пробуксовка системы лекарственного обеспечения. Но предупредили, что это очень опасное заблуждение. «Нет единых регламентов -- и мы не застрахованы от проблем, которые порождает разобщенность технических норм. Например, пищевая промышленность без техрегламентов ни у кого не вызывает вопросов. А ядерная промышленность без техрегламентов уже пугает. Решение одно -- принятие поправок в закон о техническом регулировании», -- резюмировал депутат Шевцов решение Экспертного совета.
В минувшую пятницу принятие поправок в третьем чтении Госдума в последний момент перенесла на начало апреля.
Сергей СМИРНОВ