Время новостей
     N°52, 27 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.03.2007
Железная логистика
Президент определил места будущих особых портовых зон
Конкурс на создание особых портовых зон будет проведен до конца этого года, пообещал министр экономического развития Герман Греф на традиционном понедельничном совещании президента Владимира Путина с ключевыми членами правительства. Правда, законопроект, на межведомственное согласование которого ушло больше двух лет, только на этой неделе будет рассматриваться правительством, а затем его еще должен утвердить парламент. Но, видимо, министр не сомневается в успехе.

Поддержка президента гарантирует стопроцентный успех любому начинанию. Да и проведение конкурса вряд ли отнимет много времени и сил. Законопроекта еще нет, и до конца неизвестно, какие требования будут предъявляться к потенциальным участникам, а победители уже практически определены. Сегодня их назвал Владимир Путин. По его словам, четыре портовые зоны будут созданы на Дальнем Востоке, северо-западе, севере и юге страны. С учетом всей информации можно почти со стопроцентной гарантией утверждать -- победителями конкурса станут порты в Находке, Новороссийске, Мурманске, а также порт Усть-Луга в Ленинградской области.

По словам г-на Грефа, законопроект предусматривает создание портовых зон как на территории морских и речных портов, так и международных аэропортов. При этом на территории зон будет создаваться не только инфраструктура по обработке и транзиту грузов, но также можно будет открывать производство товаров на экспорт. «В мировой практике такого рода режимы известны под названием франко-порты, там такие же налоговые и таможенные правила», -- пояснил президенту г-н Греф.

«Мы наконец согласовали все вопросы, связанные с таможенным режимом, налоговым режимом внутри зон, режимом использования земельных участков, инфраструктуры, которая создается внутри, и упрощенного режима администрирования», -- заявил глава Минэкономразвития. Однако результаты этих согласований пока держатся в секрете. Известно, что против принятия закона категорически выступало Министерство финансов. По мнению министра Алексея Кудрина, нельзя принимать закон, если непонятно, сколько федеральных денег потребуется на его реализацию.

Пока лишь очевидно, что портовым зонам предстоит стать одним из самых затратных проектов в области государственных инвестиций, даже на фоне неуклонно увеличивающихся бюджетных трат. Строительство каждой зоны обойдется правительству в десятки миллионов долларов. Впрочем, финансовое ведомство сопротивлялось и появлению всех предыдущих, гораздо более «дешевых» особых экономических зон, но проиграло эту борьбу.

Тем не менее Министерство экономического развития уже сейчас задумалось о поиске источников дополнительного финансирования. По словам г-на Грефа, сейчас рассматривается возможность по финансированию проекта развития Новороссийска в качестве логистического центра как за счет предоставления статуса портовой зоны, так и с использованием средств инвестиционного фонда. «Но это, конечно, будет решаться в процессе проведения конкурса», -- добавил министр, чтобы будущий закон не выглядел уж совсем пустой формальностью.

Вера СИТНИНА