В преддверии своей намеченной на 5 апреля инаугурации
новый президент Чечни Рамзан Кадыров решил продемонстрировать свое исламское благочестие и отправился в так называемый малый хадж, или умру. Вчера он вылетел в Саудовскую Аравию, где ему предстоит посетить главные мусульманские святыни в Мекке, Медине и Джидде. В Мекке глава Чечни посетит мечеть ал-Масджид ал-Харам, обойдет священный камень Каабы, попьет из источника Зам-зам и совершит ритуальный бег между холмами ас-Сафа и ал-Марва.
Малый хадж отличается от большого только сезоном -- большинство паломников отправляется в Мекку и Медину зимой, кульминация паломничества приходится на праздник Курбан-байрам. В это время тысячи российских мусульман из Чечни, Ингушетии, Дагестана и других исламских регионов отправляются в Аравию организованно. Но посещать святыни можно и самостоятельно, в любое другое время года -- малый хадж так же, как и большой, считается исполнением одной из пяти главных обязанностей верующего.
Рамзан Кадыров собирается молить Всевышнего о ниспослании мира, благополучия и процветания народу Чечни, самой Чечне и всей России. Готовясь к отлету, он назвал себя «глубоко верующим человеком, впитавшим в себя веру с детских лет». Как известно, Рамзан Кадыров -- сын
погибшего в результате теракта президента Чечни Ахмата Кадырова, который с 1996 по 1999 год был муфтием сепаратистской республики Ичкерия. Семья Кадыровых при этом выступала против проповеди фундаменталистского ислама, которую вели в независимой Чечне ближневосточные имамы. Кадыров-старший неоднократно говорил, что желает своей родине хотя бы на 100 лет избавиться от этих пришельцев.
Сама семья Кадыровых принадлежит к традиционному для Чечни суфийскому тарикату (ордену) «кадирийя». Кроме кадирийцев в республике распространен тарикат «накшбандийя». Ряд экспертов обращает внимание на то, что накшбандийцев было больше среди руководства советской Чечено-Ингушетии, и это религиозное течение якобы более лояльно по отношению к России, чем кадирийцы, среди которых было много сепаратистов. Однако в истории обеих ветвей чеченского суфизма была и религиозная война против России, и проповедь мира.
Рамзан Кадыров не впервые демонстрирует приверженность семейной религиозной традиции. В прошлом году новостные агентства с восторгом сообщали о том, как тогдашний премьер республики лично принес в жертву на празднике Курбан-байрам 300 овец и шесть верблюдов. В середине февраля этого года, когда
стало известно об отставке его предшественника на посту президента Алу Алханова, с которым у него были в том числе и религиозные разногласия, Рамзан Кадыров совершил благодарственное ночное паломничество по зияртам -- суфийским святыням республики.
Поездку в Мекку и Медину он оценивает как «самое большое событие в своей жизни»: «Для меня поездка важна в связи с тем, что я побываю в тех местах, которые неоднократно посещал мой отец». Ахмат-хаджи Кадыров неоднократно посещал Саудовскую Аравию -- как во время хаджа с президентом Ичкерии Асланом Масхадовым, так и с официальными политическими визитами. С королевским домом Саудовской Аравии он заключил соглашение о помощи в восстановлении Чечни и развитии образования, в том числе и школьного.
Кадыров-старший поддерживал также контакты с другими государствами Ближнего Востока. Особенно с Сирией и Иорданией, в которых исторически существуют большие чеченские диаспоры. Теперь Рамзан Кадыров отправился в свой первый зарубежный визит, который, по всей видимости, должен положить начало возобновлению отцовских контактов.