Региональные руководители, отвечающие за здравоохранение на местах, в скором будущем могут быть переаттестованы на предмет профпригодности и лояльности нынешнему руководству Министерства здравоохранения и социального развития. Дополнительные полномочия, позволяющие разрешить кадровый вопрос в масштабах всей страны, запросил вчера министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов в ходе заседания правительственной комиссии по взаимодействию федеральных и региональных органов исполнительной власти. Также министр хотел бы навести порядок в территориальных фондах обязательного медицинского страхования, руководителей которых сейчас назначают региональные власти.
В ситуации, когда вертикали власти строятся уже практически во всех сферах, желание министра здравоохранения иметь свою собственную вполне объяснимо. Особенно на фоне
затянувшегося кризиса программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Призванные выполнять эту программу территориальные фонды обязательного медицинского страхования совершенно оторваны друг от друга -- обмен информацией практически отсутствует. В таких условиях проследить за тем, как в регионах составляют заявки на лекарства для льготников и как потом распределяются полученные от Федерального фонда ОМС средства, весьма затруднительно.
К тому же между фондами существует огромная разница по уровню технической оснащенности, работы со статистикой, по качеству подготовки специалистов. На преодоление этого идеологического и технологического разрыва Минздравсоцразвития в последнее время выделяло немалые средства. Так, в прошлом году почти 3% всех расходов министерства было потрачено на компьютеризацию процесса предоставления лекарственного обеспечения. «И в каких регионах на сегодняшний день эта информационная система работает так, как положено? В единицах!» -- возмущался вчера г-н Зурабов.
Как пояснили корреспонденту «Времени новостей» в ФФОМС, специалисты которого сейчас много ездят по стране, контроль на местах явно недостаточен: «Приезжаешь в какой-нибудь удаленный фонд, где по бумагам суперсовременный компьютерный парк имеется, а там из оргтехники только телефон. Спрашивается -- где деньги?»
В очередной уже раз объясняя премьеру Михаилу Фрадкову, почему программа ДЛО буксует, глава Минздравсоцразвития посетовал на то, что «на уровне субъектов федерации у нас нет никакого отклика». Впрочем, министр уточнил, что далеко не со всеми региональными руководителями не удается договориться. В такой ситуации г-н Зурабов заинтересован иметь своих постоянных представителей в регионах, и желательно -- независимых от местных администраций. Хотя эксперты считают, что и без этого у министра достаточно рычагов воздействия на местные власти.
«Во-первых, Минздравсоцразвития может поприжать субвенции, которые получают практически все регионы на ОМС, во-вторых, в силах министерства ускорить перевод лечебных учреждений некоторых особо «трудновоспитуемых» регионов с привычной оплаты по количеству коек на принципиально новую -- по количеству оказанных медуслуг. Что тоже сократит финансирование», -- пояснил «Времени новостей» генеральный директор маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин.
Тем не менее требовать отклик от регионов Михаил Зурабов вчера, как никогда, имел моральное право. Ведь всю предыдущую неделю он вел переговоры с финансовыми ведомствами и, судя по всему, добился прибавки к аскетичному бюджету ДЛО-2007. «Мы сейчас готовы к увеличению лимитов, это нам дает возможность вывести ситуацию в целом на уровень прошлого года по объему потребления», -- сказал министр. Но если регионы все равно не уложатся в расширенные лимиты, то доплачивать будут сами.
По информации «Времени новостей», в самое ближайшее время появится документ, обязывающий регионы перераспределять средства поступающих из центра субвенций на обязательное медицинское страхование в пользу программы ДЛО. Вплоть до передачи на нужды льготников до 20% этого фонда.