Россия и КНДР планируют в ближайшее время
завершить разработку ряда соглашений в экономической сфере. На первом с 2001 года заседании двусторонней межправительственной комиссии в Москве Северная Корея согласилась дать ход таким проектам, как соединение Транссиба с Транскорейской магистралью, а также прокладка энергетического моста из Приморья в Чхонджин с последующим выходом на Сеул. «Газпром нефть» может принять участие в реконструкции и последующей загрузке НПЗ в Сынри. Эти проекты обсуждались не один год, но только теперь замаячившая надежда на выход КНДР из политической изоляции после отказа от ядерной программы подталкивает стороны к сотрудничеству.
Российскую делегацию на переговорах возглавлял сопредседатель межправительственной комиссии,
руководитель «Ростехнадзора» Константин Пуликовский, северокорейскую делегацию -- министр внешней торговли КНДР Лим Ген Ман.
Последний раз
переговорщики собирались за одним столом шесть лет назад. «Мы не затрагивали вопросов корейского долга, но все идет к тому, что будет списано 8 млрд долл., для нас это входной билет в Северную Корею», -- подчеркнул один из участников российской делегации. Вопрос списания долга будет обсуждаться на встрече глав двух государств в самое ближайшее время. «Мы вернулись к разработке соглашений, о которых договаривались ранее, они доведены до состояния подписания, нужно еще несколько недель для их доработки, договорились, что уже в этом полугодии подпишем», -- заявил "Времени новостей" Константин Пуликовский.
Сторонам удалось договориться об использовании корейской рабочей силы в России, о таможенном сотрудничестве, об автотранспортном сообщении. Но более весомыми станут контакты в области энергетики, транспорта, лесной промышленности и машиностроения. «По всем вопросам мы нашли пути решения», -- подчеркнул г-н Пуликовский.
В 2006 году товарооборот между Россией и КНДР составил 209,7 млн долл. В том числе экспорт России -- 189,7 млн долл., экспорт КНДР -- 20 млн долл. Основными товарами российского экспорта в КНДР являются уголь, лесоматериалы, нефтепродукты, азотные удобрения. Северная Корея, кроме рабочей силы, поставляет в Россию морепродукты и продукцию сельского хозяйства. «Мы можем предложить барит, магнезит, графит, цемент, фрукты и овощи. В обмен нам необходимы уголь, алюминий, бумага, нефть», -- заявил в ходе переговоров Лим Ген Ман.
Договорились стороны и о возможности строительства линии электропередачи из энергосистемы Дальнего Востока России в энергосистему КНДР. РАО "ЕЭС России" в таком случае придется строить межгосударственную линию электропередачи 500 кВ Владивосток -- Чхонджин, с последующим продолжением до Южной Кореи. ОАО «Газпром нефть» выразило заинтересованность в реконструкции нефтеперерабатывающего завода «Сынри». Россиянам придется не только реконструировать завод, но и поставлять на него сырую нефть для переработки. РЖД в свою очередь готовы такие перевозки обеспечить. Но для начала придется восстановить 50 км железнодорожного полотна по трассе Туманган--Чхонджин.
Пока железные дороги в КНДР находятся в полном упадке. Поезда могут передвигаться с максимальной скоростью 30 км в час. Многие мосты просто не пригодны к использованию, большая часть туннелей затоплена. Но для РЖД реанимация проекта соединения Транссиба с Транскорейской магистралью -- хороший знак. Проект стоимостью 3 млрд долл. может окупиться за несколько лет, так как поставка грузов из двух Корей по Транссибу отберет "хлеб" у морских перевозчиков. Доставлять грузы в Европу можно за 13--14 дней, это дешевле и быстрее, чем сегодня предлагают морские операторы. При этом северокорейская сторона предложила возобновить сотрудничество в судоремонте и утилизации судов на Реннамском судоремонтном заводе.
Для реконструкции и нормализации производства металлургического комбината имени Ким Чака делегация КНДР обратилась с предложением о сотрудничестве в поставке из России коксующегося угля на условиях рассрочки платежа в объеме 50 тыс. тонн ежемесячно, а также в проведении капитального ремонта доменной печи №1 и осуществлении комплектной поставки современного оборудования для производства стали в объеме 150 тыс. тонн в год.
Стороны поддержали намерения российской компании «Евроцементгрупп» и министерства строительства и промышленности стройматериалов КНДР по сотрудничеству в модернизации Сунчхонского цементного объединения.
Для делегации КНДР переговоры носили принципиальный характер. Российскому бизнесу предложили наконец конкретные проекты. Для отечественных бизнесменов примером стало недавнее открытие под Пхеньяном, на реке Тэдонган крупнейшего в регионе стекольного завода. Инвестировал деньги Китай. И сегодня и КНР, и российский Дальний Восток закупают именно это стекло. «Вот китайцы построили, а русские где, мы так все можем пропустить», -- сетовал г-н Пуликовский. Оказалось, что стекло нам тоже требуется. От Урала до Тихого океана в России нет ни одного стекольного завода, так что продукция явно востребована. «Корейский завод отвечает всем требованиям, он белее нашего Белого дома, к тому же там можно босиком ходить», -- заявил одни из российских переговорщиков.
Следующее заседание межправительственной комиссии должно состояться в 2008 году в Пхеньяне.