|
|
N°227, 10 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Хлопонин: «Мне не шашечки, мне доехать надо»
Таймыр -- один из тех регионов, где к власти пришел не профессиональный политик или чиновник, а успешный предприниматель. К организации жизни региона такие люди относятся так же, как к организации работы корпорации. О своем подходе к управлению регионом корреспонденту газеты «Время новостей» Александру МАКАРОВУ рассказал бывший председатель совета директоров РАО «Норильский никель», а ныне губернатор Таймырского автономного округа Александр ХЛОПОНИН.
-- Как Таймыр, чей бюджет в значительной степени зависит от налоговых поступлений от ГМК «Норильский никель», выживает в условиях кризиса на рынке цветных и драгоценных металлов?
-- Безусловно, снижение цен на металлы на мировом рынке, а значит, и сокращение прибыли «Норильского никеля» существенно снижают доходы окружного бюджета. Но ситуация не столь критична. У нас доля отчислений «Норильского никеля» в структуре доходов составляет около 50%. Но в бюджет поступают доходы из собственных источников, а также мы получаем трансферты из федерального бюджета. Если рационально использовать эти средства, в принципе этого нам хватит. Хотя, конечно, в обрез.
Мы ужались по ряду инвестиционных проектов, в частности по строительству, приобретению новой техники для медицинских учреждений и т.п. Но при этом уровень жизни людей у нас не упадет. Да, он не вырастет, но и не упадет. Это у нас приоритет. На это у нас в бюджете заложены средства. Так же неприкосновенна статья расходов на финансирование северного завоза. Это необходимо, чтобы обеспечить нормальную жизнь в округе в течение всего года.
Кроме того, существуют целевые федеральные программы. Ремонт дорог, покупка новой техники для МЧС, строительство двух школ в поселках -- на это федерацией выделяются средства независимо от состояния нашего бюджета. Все это -- тот самый комплекс мер, который позволяет нам решить главную задачку -- сохранить уровень жизни людей.
-- А какой сейчас уровень?
-- Средний доход работающего жителя Таймыра 12,5 тысячи рублей, а потребительская корзина у нас -- 3,5 тысячи.
-- Нельзя всю жизнь зависеть от трансфертов. Таймыр может стать самодостаточной территорией?
-- Конечно, может, но для этого нужно время. Я планирую, что года через два-три.
-- А за счет чего?
-- За счет двух составляющих. Первая -- это новые крупные инвестиционные проекты: добыча и переработка нефти и газового конденсата, разработка в Диксонском районе месторождения антрацитов и др. К сожалению, реализация такого рода проектов требует времени. Чтобы построить нефтепровод до Диксона, потребуется два-три года. Уже составлен график работ, но первый продукт будет получен только в 2004 году. До этого необходимо пройти еще несколько этапов. Для начала надо объединить усилия компаний, разрабатывающих мелкие раздробленные месторождения, и подписать соглашение о разделе продукции. Это одно крупное стратегическое направление.
Вторая составляющая -- это развитие малого и среднего бизнеса. У нас в округе предпринимательская деятельность начала потихоньку активизироваться. Одновременно мы будем рады, если на территорию придет бизнес и из других регионов. Я уже встречался в Красноярске с предпринимателями и поставил перед ними такую «простую» задачу. Сегодня на Таймыре, включая Норильск, вращается значительная денежная масса. Необходимо взять эти средства у населения, предоставив ему высококачественные услуги. Однако новые предприятия, которые будут открыты на Таймыре, должны работать легально. Не как сейчас, когда половина из них в теневой экономике.
Я планирую привезти в Дудинку предпринимателей из Красноярска, чтобы они на месте посмотрели , чем здесь можно реально заняться. А дальше они должны предложить мне комплекс мер -- и законодательных, и инвестиционных, чтобы этот бизнес действительно вышел из тени. Но при этом я им четко по полкам разложил: «Если ты будешь закладывать 100% рентабельности, тебе никакие налоговые льготы не помогут. А если ты 20% заложишь и докажешь мне, что при этом твой бизнес неэффективен, то это уже моя задача -- дать тебе налоговые льготы или какой-то другой стимул для развития».
-- Навскидку назовите несколько направлений для малого бизнеса на вашей территории?
-- Безумное количество направлений! Куда ни ткни, везде можно начинать работу хоть сейчас. Бытовые услуги и торговля, связь и коммуникации, физическая культура и спорт, экстремальный туризм и все, что с этим связано: рыболовство, охота, арктические полеты... Огромное количество секторов и направлений, куда можно приходить и занимать свою нишу, развивать свое предприятие. Сейчас же у нас все очень примитивно: у мелкого предпринимателя одна задача -- вырвать, выхватить, положить деньги в карман и уехать. Это грубо, но это так. Я хочу поменять этот менталитет.
-- И многие соглашаются с вашими идеями?
-- Если у людей мало своих собственных мыслей, то они обречены на то, чтобы воспринимать чужие. Другое дело, как они потом это будут преподносить. Будут трансформировать как свои -- да ради бога. Тут, как в анекдоте, «мне не шашечки, мне доехать надо». Я планомерно, технично и тактично продавливаю здесь на территории идеи, о которых сейчас говорил. Но не через конфликт, а через понимание и доброе отношение.
Но я никогда не позволю говорить, что проблемы в Красноярском крае возникли из-за того, что «Норильский никель» не платит налоги. Тут, ребята, разбегайтесь -- я паровозом пройду. Потому что это нечестно и это неправда. Накануне выборов все говорили: вот Хлопонин придет к власти -- и Норильск развернет все свои финансовые потоки на Дудинку. Да у меня Лас-Вегас бы уже давно был, если бы я это сделал. Сколько «Норильский никель» должен платить Красноярскому краю -- столько он и платит. Он снизил налоговые платежи как мне, так и Красноярску. Это можно легко проверить.
-- В Красноярске говорят, что через год на следующих выборах вы будете баллотироваться на пост губернатора Красноярского края?
-- Что-то вы меня низко цените. Я думаю, что лет через 20--25 я смогу стать президентом всего Европейского сообщества. А если серьезно, то нет таких задач. Я об этом не думаю, мне сегодня есть чем заниматься и над чем работать.
Беседовал Александр МАКАРОВ