|
|
N°227, 10 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обгоревшие воздушные замки
В Павловске показывают Гонзагу
Выставка к 250-летию знаменитого сценографа Пьетро ди Готтардо Гонзаги проходит в живописнейшем петербургском пригороде. Ее цель не только показать искусство малознакомого широкой публике венецианского маэстро, но и собрать средства на реставрацию пострадавшей во время Великой Отечественной войны галереи Гонзаги.
Когда Пьетро ди Гонзага прибыл в Россию (1792), там уже почти забыли виртуозное искусство другого театрального художника -- Джузеппе Валериани, придворного мастера Елизаветы Петровны. Оба итальянца учились в Венеции, и оба сыграли значительную роль в создании ее северного двойника -- Петербурга. Валериани -- это блеск и триумфальная помпезность архитектуры барокко. Гонзага -- это ускользающая красота петербургских перспектив.
В конце 1790-х художник приехал в пригородную резиденцию императрицы Марии Федоровны Павловск и работал там в течение тридцати пяти лет. Пик его славы пришелся на 1814 год, когда во время удавшегося праздника в честь победы над Наполеоном он создал грандиозные декорации, самая знаменитая из которых представляла деревню. Во многом именно благодаря Гонзаге, руководившему вырубкой и посадкой деревьев, был создан изумительный Павловский парк. Одной из самых любопытных достопримечательностей Павловска считается роспись-обманка на фасаде дворцовой галереи. Некогда галерея состояла из пяти пролетов, поддерживаемых колоннами, между которыми были расставлены мраморные статуи, мирты и лавры. На стене художник изобразил уходящую вдаль колоннаду и стеклянную дверь, ведущую во внутренние покои. Во время войны галерея сильно пострадала и до сих пор не отреставрирована: рядом с павловским великолепием рыжие обгоревшие стены, на них -- едва различимые, некогда грандиозные фрески.
Выставка размещена в библиотеке Павловского дворца. Впервые представлен так называемый картон -- полный проект восстановления фрески галереи. Кроме того, Русский музей, Эрмитаж, Театральная библиотека и, конечно, сам дворец-музей в Павловске показывают четыре десятка листов с различными работами мастера. Здесь множество декораций -- «античных», «средневековых», «египетских».... Представлены и ошеломляющие эффектами светотени проекты росписей плафонов. Работы исполнены штриховым рисунком, пером, легкими и прозрачными заливками тушью.
Подобно другим театральным художникам (тому же Валериани), Гонзага своей основной работе «строителя» воздушных замков должного значения не придавал. Декоратором он себя считал в последнюю очередь. Мастер писал теоретические трактаты и, главное, страстно мечтал строить. Этот профессиональный «обманщик» представил проект Казанского собора, а известный знаток петербургского зодчества Владимир Курбатов предполагал, что колоннада Казанского собора, возведенная Воронихиным, навеяна гонзаговскими архитектурными фантазиями.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург