|
|
N°227, 10 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чудеса тай-брейка
На чемпионате мира по шахматам осталось всего шесть фигурантов
Не повезло Алексею Широву. Жребий неотвратимо вел его к Виши Ананду, которому он проигрывает постоянно. Не стал исключением и их поединок в пятом раунде. Не спасла Широва и обычно верная Русская защита и попытка откупиться жертвой качества. Все было тщетно. Во второй партии Ананду оставалось лишь зафиксировать статус-кво. «Переход на двухдневный цикл с трехдневного непомерно увеличивает нагрузку, и накопилась усталость после тай-брейков с Мотылевым и особенно с Топаловым, -- сетовал после матча Широв. -- Если бы не было хотя бы последнего, то матч с Анандом мог сложиться иначе».
В других парах борьба была сдержанной и осторожной. Чувствовался профессиональный подход. Ведь в сериях из двух партий часто достаточно выиграть одну. Отсюда и ставка на белые фигуры и опора черными на надежные системы. Такой, как, например, вариант Рубинштейна во Французской защите (в пятом раунде он применялся трижды). Складывалось впечатление, что гроссмейстеры сознательно откладывают «разборку» на тай-брейк. Разве что на мгновение «вспыхнул» Василий Иванчук, пожертвовавший фигуру Жоэлю Лотье. Но тут же и погас, когда француз деловито форсировал ничью.
Иное дело женщины. По-видимому, их эмоциональное соперничество предопределено природой. Разве что чуть рассудительнее была опытная Майя Чибурданидзе (у шахматисток 40 лет -- это возраст!), чьи партии с 25-летней Жу Чен были достаточно динамичными. Однако, когда экс-чемпионка мира прошла мимо подвернувшегося шанса выиграть пешку в первой партии и пожертвовала ее во второй, она столкнулась с китайской стеной. А два тай-брейка подряд по силам только молодым. И когда Чибурданидзе согласилась на ничью, имея большой позиционный перевес (по словам Майи, она не видела ясного плана его реализации), стало ясно, что ее силы на исходе.
Основное внимание зрителей, несомненно, было приковано к матчу Сюй Юйхуа -- Костенюк. Начало матча для юной москвички было минорным -- в первой партии она не выдержала позиционного пресса соперницы. Однако в дальнейшем Саша словно обрела второе дыхание. Когда уже казалось, что в ответной партии обладательница Кубка мира близка к желанной ничьей, Костенюк сразила ее неожиданной атакой. Первая партия тай-брейка развивалась по сходному сценарию: 20 ходов по накатанной тропе в исполнении китаянки и столь же неожиданная атака москвички. Следующая партия проходила в яростной борьбе, инициатива переходила из рук в руки. Костенюк решила проблему черного цвета, но ее инициатива на королевском фланге обернулась бумерангом -- контратакой соперницы. Но стоило Сюй Юйхуа принять искупительную жертву качества, как атака Костенюк оказалась беспощадной. 17-летняя россиянка вышла в финал, тем самым повторив рекорд Майи Чибурданидзе, которая в этом возрасте в 1978 году играла матч на первенство мира с Нонной Гаприндашвили.
В мужском тай-брейке исход матча Бареев -- Пономарев был решен уже на первом этапе. Бареев в равной позиции прозевал фигуру, а после неудачной попытки отыграться снова потерпел поражение. После пресных ничьих в «быстрые шахматы» Иванчук со счетом 2,5:1,5 выиграл блиц у Лотье.
А вот чудеса, произошедшие в матче Свидлер -- Гельфанд, несомненно войдут в копилку шахматных курьезов. Петр Свидлер не сумел в 20-минутке выиграть окончание «ферзь против ладьи», которое входит в программу обучения начинающих! Теоретически выигрыш достигается максимум за 32 хода, а гроссмейстеру не хватило и 50. А когда раздосадованный Свидлер выиграл-таки в блиц, Гельфанд, в свою очередь, не сумел отыграться, имея лишнюю фигуру в эндшпиле. Такие курьезы объясняются не только недостатком времени, но и нервным напряжением и усталостью игроков. В силу специфики шахмат потенциал шахматиста может быть реализован только при достаточном времени на обдумывание. Нокаут-система этого не предусматривает, а значит, и нелогична для выявления сильнейшего шахматиста мира.
Состоялись и первые партии шестого раунда. Костенюк выиграла у Жу Чен. Впечатляющие атаки россиянки дали результат -- ее стали побаиваться. И стоило китаянке проявить нерешительность, как последовала стремительная атака. В матчах Иванчук -- Ананд и Свидлер -- Пономарев черные аккуратно уравняли шансы. А тем временем на проходящем параллельно мемориале Ботвинника Крамник и Каспаров после ничьей в классических шахматах достигли равенства (3:3) и в быстрых.
Олег СТЕЦКО