Как писала газета "Время новостей", Россия в этом году впервые за более чем 20 лет существования крупнейшей европейской IT-выставки CeBIT (Ганновер) получила статус страны-партнера. Церемония открытия CeBIT-2007 состоялась с участием германского канцлера Ангелы Меркель и вице-премьера российского правительства Сергея Нарышкина.
Задачей России на выставке была демонстрация достижений российской IT-индустрии и изменение, по возможности, представлений о нашей стране как экспортере исключительно сырьевых ресурсов. По словам Сергея Нарышкина,
«Россию не устраивает ситуация, при которой государственный бюджет зависит от конъюнктуры мировых цен на нефть и газ».
По данным Мининформсвязи, в прошедшем году общий объем российского сектора информационных технологий составил 43,8 млрд долл., а темпы роста этой отрасли более чем вдвое опережают темпы роста в других отраслях. Объем иностранных инвестиций в 2006 году составил 4,1 млрд долл., объем экспорта услуг этой отрасли -- 1,8 млрд долл. По прогнозам экспертов, к 2010 году экспорт российской высокотехнологичной продукции может достичь 10 млрд долларов.
Российские компании на CeBIT были представлены весьма широко. Корпорация Sitronics отметилась монументальным стендом и объявлением о трехлетнем контракте с международным оператором Vodafone. «Лаборатория Касперского», как обычно, продемонстрировала свои последние антивирусные разработки и комплексные решения, в том числе антивирус для смартфонов. Компания ABBYY, мировой лидер в области технологий распознавания символов и оцифровки документов, впервые показала новейший программный комплекс FlexiCapture 8.0. Отдельные стенды организовали компании «1С» (демонстрировалась система программного обеспечения для автоматизации бизнеса «1С:Предприятие» 8.0), «Доктор Web» (информационная безопасность). Множество российских экспонентов разместилось на центральной российской площадке -- национальном стенде, развернутом Мининформсвязи. Всего в Ганновер из России прибыло 157 компаний. Они заняли 4300 кв. метров выставочной территории.
От рынка связи -- к рынку сервисовCeBIT продемонстрировала, что рынок связи окончательно вышел из стадии экстенсивного роста. Привлечь новых абонентов -- дело практически немыслимое, все, кто хотел обзавестись сотовым телефоном, сделали это. Развитие возможно лишь за счет новых сервисов.
Демонстрацией таковых и были заняты компании сотовой связи. Ради этого на стендах выставлены десятки телефонов и дежурят консультанты. Здесь с удовольствием продемонстрируют видеоролик, дадут послушать музыку и растолкуют все преимущества мобильного Интернета. Но посетителю не следует терять бдительность, когда любезные стендисты предложат бесплатно настроить ваш телефон для бесперебойного потребления платных сервисов.
ПК остается на острие прогресса«Самый тонкий», «самый легкий» -- эти словосочетания на CeBIT были едва ли не самыми популярными. Превосходные эпитеты к цене мобильных электронных устройств, правда, применить нельзя. Напротив, чем "гаджет" (любое мобильное электронное устройство) легче и тоньше, тем он дороже.
К счастью, бесконечно сокращать размеры клавиш телефонов и смартфонов нельзя. Но появляются принципиально новые решения. Модифицированная новинка с прошлогодней CeBIT -- сверхпортативный компьютер Q1 Ultra (Samsung). Функционально -- обычный ПК, по характеристикам почти не уступающий своим офисным собратьям, но в миниатюрном корпусе. У Q1 Ultra нет привычной клавиатуры, вместо нее -- патентованная виртуальная клавиатура на сенсорном экране. Весит всего около 700 граммов и размером меньше половинки листа А4. При этом недешев, цена компьютера в базовой комплектации вряд ли окажется ниже 1500 долл., а с дополнительным оборудованием и все 2000.
Тайваньские и китайские производители выступили в привычном стиле, запрудив павильоны CeBIT разнообразнейшей цифровой техникой. Ноутбук-трансформер с сенсорным дисплеем Flybook V5 выглядит неплохо, технические характеристики -- на уровне, в описании -- только превосходные эпитеты. Полный набор коммуникационных возможностей: HSDPA, UMTS, EDGE/GPRS, GSM. И, увы, тускловатый дисплей и нечеткая работа клавиш.
Любопытна версия домашнего ПК от Sony. Системный блок интегрирован с монитором, клавиатура снабжена складной крышкой. Оригинальный дизайн налицо, но вставлять CD/DVD в невидимую щель на боковине монитора неудобно. За оригинальный дизайн потребителю придется заплатить не менее двух тысяч евро.
Телефоны: от передачи голоса к приему видеоМногие корпорации в этом году от участия в CeBIT отказались, в том числе Apple, Lenovo, Nokia, Motorola. Последние мобильные новинки нынче принято везти на ежегодную специализированную выставку 3GSM Congress, которая проходит чуть раньше CeBIT. Спорное решение: ганноверская выставка неизменно популярна, и игнорировать эту площадку -- значит отдавать ее конкурентам.
Заманивать потенциального покупателя внешним видом телефона становится все сложнее. Важнейший ресурс в борьбе за наши кошельки -- обещание комфортного просмотра телепередач прямо на дисплее мобильника. В России мобильная телетрансляция появится не завтра, но, как показывает знакомство с выставленными на CeBIT технологиями «видео на мобильном», не стоит по этому поводу огорчаться. Вечная тема воздействия радиоизлучения на человеческий организм все еще обсуждается, хотя ясно, что более десяти лет массового использования сотовой связи человечеству никак не повредили. А вот неочевидный вопрос влияния крохотных дисплеев на зрение почему-то широко не освещается -- при том, что многочасовое рассматривание небольшого яркого экрана явно не пойдет на пользу организму.
Производство «музыкальных» телефонов уверенно осваивают все компании -- это еще один способ увеличить продажи трубок и мобильных сервисов. Один из законодателей моды в этом вопросе -- компания Sony Ericsson с аппаратами Walkman, оснащенными совершенными медиапроигрывателями и картами памяти огромного объема.
Австрийская компания Emporia уже несколько лет специализируется на производстве телефонов для пожилых людей. Крупные кнопки, монохромный дисплей с оранжевой подсветкой, мощный виброзвонок, резервное питание и никаких мультимедийных функций -- все то, чего мы уже никогда не увидим в современных миниатюрных трубках. Моделей всего три, но в отсутствие конкуренции компания продает свои телефоны по цене 200 евро и выше.
Новинки -- долгожданные и неожиданныеКомпания Stratasys показала на выставке так называемый 3D-принтер: устройство, отливающее трехмерную деталь в соответствии с чертежом, выполненным на компьютере. Изделия из пластика (акрилонитрил-бутадиен-стирола). Они достаточно прочны. Во всяком случае годятся для сборки модели будущего механизма и проверки его работоспособности. Правда, на «печатание» 3D-объекта уходит несколько часов, а цена устройства «печати» начинается от 20 тыс. долларов.
На стенде Toshiba наконец-то мы увидели устройства, реально работающие на топливных элементах. Габариты таковых, впрочем, слишком велики. Ноутбук оказывается в два раза толще серийного собрата, а Bluetooth-гарнитура на топливных элементах просто удручает размерами и дизайном. Похоже, что коммерческие образцы такой продукции появятся еще нескоро.
Fujitsu-Siemens предлагает связать в единую структуру все TV-приемники в доме и добавить кнопку «Стоп» на пульте: переходя из комнаты в комнату, телепередачу останавливаем и снова запускаем ровно с того места, на котором остановились.
Много маленьких стендов компаний из Юго-Восточной Азии, на которых во множестве лежит электронная мелочовка, иной раз весьма любопытная. Combotronics делает универсальные блоки питания, они же -- зарядные устройства. Блок снабжен четырьмя сменными вилками (идеальный вариант для поездок в разные страны), разными переходниками и наконечниками для питания чего угодно -- от дорожного принтера до видеокамеры и мобильного телефона. Заряжать можно хоть сразу все устройства одновременно. Не шедевр высоких технологий, но до чего же нужная пользователю штука!
Рядом любопытный образчик hands-free (компания Supertooth) для автомобилистов. Соединение с телефоном по каналу Bluetooth, а главное преимущество в том, что с ним отвлекаться от вождения не приходится вообще. При поступлении звонка устройство «вытаскивает» имя из адресной книги телефона и проговаривает его вслух, при звонке с неизвестного номера проговаривает его цифры.
Из неожиданного и забавного -- полностью «упакованные» в разноцветные стекляшки корпуса телефонов. Попытка одновременно увеличить продажи и телефонов, и стразов, причем попытка неуклюжая: несмотря на весь блеск бижутерии, пользоваться трубкой по прямому назначению трудно.