|
|
N°52, 27 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Головы в облаках
Гэвин Претор-Пинней. Занимательное облаковедение. Учебник любителя облаков. М.: Гаятри, 2007.
Проект британского журналиста Гэвина Претора-Пиннея поначалу выглядел досужей забавой: взрослый и вроде бы занятый человек организовал Общество любителей облаков, зарегистрировал в Сети соответствующий сайт (www.cloudappreciationsociety.org <http://www.cloudappreciationsociety.org>) и стал ждать, когда на его затею слетится толпа безумцев с членскими взносами в кармане. Можно было бы долго потешаться над романтичным островитянином, если бы на призыв Гэвина «реабилитировать облака» не отозвалось множество чудаков со всего мира, которые буквально завалили энтузиаста фотографиями, видеофрагментами, рисунками, научными изысканиями и философскими размышлениями на тему облаков, облачности и сопутствующих природных явлений. Благо у профессионального репортера Претора-Пиннея, хватило ума не переносить эту сетевую свалку в книгу, так что «общественный» проект живет сам по себе, а «бумажный» представляет собой нечто совершенно отдельное.
Книгу Пиннея, если уж она случайно попала на глаза, совершенно невозможно обойти стороной. В условиях, когда прилавки буквально ломятся от разнообразной книжной продукции, привлечь внимание потребителя невозможно уже ни остроумными рекламными слоганами, ни «магическими» именами-заклинаниями -- Мураками, Дэн Браун, Коэльо. Остается только один практически нереальный способ -- удивить видавшего виды читателя. Обнаружив на полке учебник под названием «Занимательное облаковедение», среднестатистический городской житель, лишенный неба, звезд, простора и принимающий фабричный дым за грозовые тучи, невольно испытывает укол любопытства.
За синим фасадом обложки действительно скрывается учебник, прочитав который можно смело требовать сертификат профессионального «облаковеда», поскольку «заоблачная» тема освещается здесь во всех аспектах, начиная с метеорологического и заканчивая фантастическим. Опубликованы здесь и совершенно ностальгические по виду таблички, подобные тем, что были приведены в учебнике природоведения и служили для классификации облаков -- кучевые, перистые, дождевые, слоистые, грозовые. Естественнонаучные знания дополняются полезными путевыми советами -- как, к примеру, по незначительной туманности на краю неба определить надвигающийся град или, хуже того, землетрясение. Физические данные подтверждаются примерами из литературы: к примеру, мне с детства не давал покоя эпизод с предсказанием бурана из пушкинской «Капитанской дочки», а Гэвин Претор-Пинней апеллирует к сведениям, почерпнутым из хрестоматийной английской литературы. Рассматриваются облака и с точки зрения греческой мифологии и как вдохновители идей для современных дизайнеров: есть облака-боги, а есть облака-светильники и облака -- товарные знаки; всему этому небесному воинству нашлось место в безумной книге Претора-Пиннея. И вовсе необязательно читать этот необычный учебник от начала до конца, просто хорошо иметь такую книгу дома, чтобы, если уж случайно оторвешь голову от земли, было с чем свериться. Впрочем, как показывает сетевая практика, «облаковедение» -- наука заразительная. Ее адепты ежедневно выбирают определенную минуту суток, чтобы дружно оторваться ото всех дел и посмотреть на небо, а показания занести в дневник наблюдений.
Германн Керн. Лабиринты мира. Пер. с англ. А. Рудаковой, Л. Шведовой. СПб.: Азбука-классика, 2007.
Если британский журналист Претор-Пинней без ума от облаков, то немецкий исследователь Герман Керн коллекционирует лабиринты. Последние двадцать лет его книга о лабиринтах вдохновляет создателей компьютерных игр и киношных сценаристов. Именно из этой монографии режиссер Гильермо Дель Торо почерпнул сведения для своего «Лабиринта Фавна», а Джон Ромеро создал на основе данных Керна свой культовый Quake-1.
Собрание Германа Керна включает данные обо всех известных науке лабиринтах, возведенных и нарисованных на пяти континентах: начиная с загадочных палеолитических конструкций и заканчивая ссылками на сайты компаний, где можно заказать лабиринт для своих «шести соток». Керн собрал, описал и инвентаризировал все сохранившиеся наскальные рисунки, все без исключения рукописи с изображением лабиринтов, все сооружения майя и инков, все конструкции, построенные по образу творения Дедала и гробниц древних египтян, все лабиринты и путаницы, разбитые в парках Старого и Нового Света. Лабиринты, выложенные из камня предками викингов и строителями средневековых соборов. Музыкальные и литературные произведения, написанные по принципу лабиринта. Всевозможные печати, символы, аллегории, знаки, шарады и загадки. На вопрос, почему он взялся изучать именно лабиринты, дотошный немецкий исследователь мечтательно ответил: «Люди всю жизнь только тем и занимаются, что ищут какой-то выход. Я же предлагаю им тысячи выходов на выбор».
Наталия БАБИНЦЕВА