Антироссийская энергетическая коалиция, которая строится на базе закавказских республик, в конце прошлой недели получила письменную поддержку со стороны США. В конце прошлой недели глава госдепартамента Кондолиза Райс заключила с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедьяровым меморандум о взаимопонимании. Несмотря на то что никаких комментариев к документу они не сделали, госдеп в пресс-релизе сообщил, что основное место в тексте отведено реализации проектов, позволяющих доставлять каспийские энергоносители в обход России. «Особое внимание будет уделено строительству газопровода Турция--Греция--Италия, а потенциально --
проектам Nabucco и других трубопроводов с азербайджанским газом, чтобы
помочь Европе поддерживать энергетическую безопасность за счет диверсификации путей поставок газа».
За день до этого события в Вашингтоне заместитель г-на Мамедьярова публично призвал европейцев закупать газ в Туркмении напрямую, а не через российский «Газпром». Между тем ведущий американский эксперт по среднеазиатскому региону Дэвид Меркель, последние два года консультировавший Белый Дом, призвал правительство США активнее выстраивать отношения с «новым» Ашхабадом с целью освободить газовые запасы Туркмении из-под почти полного контроля со стороны российского «Газпрома». Концентрация внимания именно на туркменском направлении была прогнозируема. После смерти Сапармурата Ниязова у Запада появился повод пересмотреть политические установки в отношении нового режима. А без туркменского газа заполнить альтернативные российскому маршруты доставки сырья в Европу невозможно.
Новый президент Туркмении Курбангулы Бердымухаммедов никому не отказывает в сотрудничестве. Последними его гостями были грузинский премьер-министр Зураб Ногаидели, который убеждал Ашхабад начать переговоры о поставках газа по транскаспийскому маршруту, а также министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бахыткожа Измухамбетов. Как сообщила пресс-служба туркменского президента, в ходе встречи «основное внимание было уделено вопросам увеличения объемов транзита туркменского природного газа через территорию Казахстана как в северном, так и в других направлениях, рассматриваемых Туркменией в числе наиболее перспективных». Очевидно, что под наиболее перспективными подразумевался Транскаспийский маршрут и, вероятно, экспорт в Китай 30 млрд кубометров в год, начиная с 2009 года.
Впрочем, пока говорить о газопроводе по дну Каспийского моря как о реальном проекте преждевременно. Как сообщают источники «Времени новостей» в Ашхабаде, Тегеран постарался донести до г-на Бердымухаммедова, что будет блокировать любое строительство через Каспий, пока не прекратится международное давление на Иран по поводу ядерной программы. В ходе визита в Ашхабад многочисленной иранской делегации во главе с министром иностранных дел Ирана Манучехром Моттаки гости настаивали на включении в официальное коммюнике по итогам переговоров формулировки о «близости позиций» по каспийскому вопросу. При этом иранцы стремились увязать это положение с «всеобъемлющей региональной безопасностью». Новое туркменское руководство постаралось дистанцироваться от выражения солидарности с иранцами, желая сохранить свободу маневра в переговорах с американцами и европейцами. Анализируя ситуацию вокруг Транскаспийского проекта, источники в Ашхабаде полагают, что в ближайшее время она может еще больше осложниться в результате появления новых дипломатических демаршей Тегерана. В Иране готовятся выдвинуть несколько требований, касающихся экологических условий деятельности на Каспии, а также недопустимости его освоения до полного решения вопроса, связанного с разделом его акватории между пятью прибрежными государствами. А поскольку никакой перспективы нормализации обстановки вокруг Ирана не просматривается, о трубопроводе можно говорить лишь гипотетически и в основном в политическом контексте.
А политическая ситуация такова, что Вашингтону нужны разменные монеты для торга с Москвой по основным противоречиям международной политики, включая иранское ядерное досье. Правда, официальная позиция Белого Дома такова: «Все, что мы хотим, -- это добиться увеличения конкуренции, чтобы европейский газовый рынок не был столь разбалансированным, как сейчас», -- заявил заместитель помощника госсекретаря США по европейским и евроазиатским связям Мэтью Брайза. По его словам, усиление конкуренции может даже помочь «Газпрому», который «уже имеет огромную долю рынка». Как известно, российский концерн обеспечивает четверть потребности ЕС в газе, является его крупнейшим поставщиком и занимает 50% импорта. И по всем прогнозам, эти показатели в ближайшие годы будут увеличиваться.