Торжественный, хотя и неформальный, саммит Европейского союза в эти выходные в Берлине -- очередная иллюстрация состояния растерянности, в котором пребывает единая Европа. Даже Берлинская декларация, отмечающая успехи интеграции за 50 лет и указывающая на приоритеты, оказалась сведена к формальному документу. Причина в глубоком расколе ЕС и неготовности его коллективных органов эффективно защищать интересы 27 стран-членов. Что отражается в отношениях ЕС и его главного партнера в Европе -- России.
Надо сказать прямо: национальные интересы большинства новых стран Евросоюза из числа бывших народных демократий и советских республик заключаются в противодействии участию России в европейских делах. На это помимо дотаций из общеевропейского бюджета они и рассчитывали при вступлении в Евросоюз в мае 2004 года. Но ЕС не в состоянии помочь в реализации этой цели, что является важнейшим фактором противоречий.
Принципиально разное видение роли и места ЕС в мире, а вовсе не разный уровень экономического развития «старой» и «новой» Европы -- вот главная причина раскола и непонимания в европейской семье. Большинство условно «старых» стран-членов -- Франция, Германия, Италия -- считает, что Европа станет одним из ведущих глобальных игроков, только если будет играть на общемировом уровне и не замкнется на решении пусть даже важных, но частных региональных проблем. Этого невозможно достичь без диалога с Россией и постепенного вовлечения ее в общеевропейское экономическое пространство.
Другой позиции придерживаются в Польше, Чехии или Эстонии. Политические элиты «новой» Европы не видят необходимости в усилении глобальной роли ЕС. Для них хватает доминирующей роли США, а приоритетом остается обустройство «личного» пространства безопасности на востоке. Что требует направить все силы на создание там подобия санитарного кордона, используя средства ЕС на его поддержку.
Эти страны находят поддержку со стороны скорее трансатлантической, чем европейской Великобритании. И встречают сопротивление Германии и Франции, корпорации и элиты которых наслаждаются взаимопониманием с Москвой и рассчитывают на ее поддержку в своих глобальных начинаниях. Что включает и мягкую конкуренцию с США -- единственным пока глобальным гегемоном.
Главной целью европейского интеграционного проекта, 50-летие которого праздновалось 24--25 марта, было умножение экономических и политических возможностей каждого из его участников на международной арене. Отношения с Россией -- пример того, что ЕС не может выполнять эту базовую функцию. Внешнеполитические приоритеты запада и востока Европы вступают в противоречие. Действия по реализации этих приоритетов парализуют друг друга, что видно по энергетической политике ЕС.
В январе 2007 года Брюссель выступил с инициативой общей политики энергетической безопасности. На взгляд некоторых, она стала бы для Евросоюза цементирующим фактором и смыслом совместной работы 27 членов. Это проблематично. Помимо ограничителей, связанных с традиционно особыми отношениями между элитами и энергетическим бизнесом в Германии и Франции, безопасность как таковая остается важнейшей сферой деятельности национального суверенного государства. Отказ от этой функции ставит под сомнение смысл сохранения государств и трудовой деятельности их руководителей. Да и видение приоритетов энергетической политики у «старой» и «новой» Европы разное.
Можно успокоить тех в России, кто опасается, что у ЕС появится действительно общая политика по отношению к партнерам на востоке. В ближайшие годы этого не случится, как не случится и реального объединения Европы. Евросоюз, каким мы его знаем, вступил в длительную кризисную фазу, завершением которой станет перестройка всего интеграционного процесса. В лучшем случае эта работа будет осуществляться в форме новой межправительственной конференции, о начале которой будет объявлено на саммите ЕС в конце июня 2007 года.
Технической задачей конференции станет выработка нового договора о Европейском союзе взамен конституции, убитой референдумами во Франции и Нидерландах 29 мая -- 1 июня 2005 года. Политической целью -- нахождение новой «магической формулы» согласования национальных интересов 27 стран. Результаты пока неизвестны. Но только на их основе может быть выстроена новая система отношений ЕС -- Россия.