|
|
N°51, 26 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Расширение не должно вредить отношениям с Москвой»
50 лет назад, 25 марта 1957 года, был подписан Римский договор, вступивший в силу 1 января 1958 года. «Уже достигнуты две цели: обеспечить мир в Западной Европе, особенно между Францией и Германией, а также создать прочный союз развитых, демократических, социально продвинутых европейских государств», -- заявил «Времени новостей» Диогу ФРЕЙТАШ ДУ АМАРАЛ. Этот португальский политик, занимавший посты министра обороны, иностранных дел, а также пост председателя Генассамблеи ООН рассказал "Времени новостей" о том, что дало Португалии вступление в Евросоюз и как единой Европе следует строить отношения с Россией.
-- Какова была реакция Салазара на появление Европейского экономического сообщества (ЕЭС), ставшего прообразом Евросоюза?
-- Когда подписывался Римский договор, Антониу Ди Оливейра Салазар (диктатор Португалии в 1932--1968 годах, умер в 1970-м. -- Ред.) был далек от проблем, которыми жили шесть стран -- основателей ЕЭС. Все усилия авторитарно-корпоративного режима были направлены на сохранение, как тогда говорили, «португальских заморских территорий», то есть португальской колониальной империи. К тому же диктатора не приглашали в новый клуб демократических государств Западной Европы. Да он туда и не стремился, ведь членство в сообществе предполагало приверженность определенным демократическим ценностям. Чтобы не стать изгоем в семье европейских наций, он решил вступить в Европейскую ассоциацию свободной торговли. Это была неполитическая организация, куда также входили Великобритания и скандинавские страны. Несмотря на это, Португалия все же оказалась в стороне от магистрального развития Европы, особенно после того, как в 1972 году Великобритания, Ирландия и Дания также стали членами ЕЭС.
-- После Апрельской революции 1974 года португальцы приняли решение вступить в ЕЭС, сделав это в 1986 году...
-- Демократическая революция в апреле 1974 года смела авторитарную власть. Годом позже была завершена давно назревавшая деколонизация. В 1976 году учредительное собрание приняло новую демократическую конституцию, а в конце 1977 года Лиссабон подал заявку о вступлении в ЕЭС. Для португальских демократов членство в этой организации представлялось единственной внешнеполитической и внешнеэкономической стратегической альтернативой, а также гарантией успеха сложных внутренних преобразований.
-- Изменило ли членство в ЕЭС психологию народа?
-- Присоединение к ЕЭС в 1986 году дало португальцам чувство нового общеевропейского будущего. Для национального самосознания это был принципиальный рубеж. Португальцы -- народ с глобальной перспективой, ведь начиная с XV века Португалия открыла для европейской цивилизации почти половину земного шара. Но, по образному утверждению наших историков, страна всегда была «обращена лицом к морю и спиной к Европе». Теперь же, утратив «заморские территории», важно было осознать свою принадлежность к другому виду общего пространства -- Европейскому сообществу.
За это время в стране построены стабильная демократия и правовое государство. Если 20 лет назад национальный доход на душу населения составлял 50% от среднеевропейского, то сейчас он превышает 75%. Мы прошли половину расстояния, которое отделяет нас от наиболее развитых государств Евросоюза. В 1974 году в португальских вузах учились 35 тыс. студентов, а сейчас -- 400 тысяч. В год Апрельской революции в стране было всего восемь километров автострад, а ныне более тысячи. Молодым людям, выросшим в условиях демократии, даже трудно вообразить, какой рывок мы сделали.
-- Заинтересован ли ЕС в присоединении бывших советских республик?
-- Пределы открытости трудно определить, но они должны существовать. Речь не может идти о непрерывном бесконечном процессе, и его рамки -- одна из главных тем, обсуждаемых сейчас в Брюсселе. Формальным условием вступления в Евросоюз является соответствие «Копенгагенским критериям» (утверждены в 1993 году при председательстве в ЕС Дании. -- Ред.): соблюдение принципов плюралистической демократии, уважение прав человека, наличие правового государства и эффективной рыночной экономики, приверженность свободе торговли и т.п. Затем, только во вторую очередь, принимаются во внимание геополитические и социальные интересы европейцев: мир, благосостояние для всех и защита наиболее бедных слоев населения.
Уверен, что перечень критериев необходимо дополнить еще одним, дипломатическим, а именно: расширение объединенной Европы ни в коем случае не должно наносить вред хорошим отношениям с Москвой, в которых ЕС жизненно заинтересован. Кое-кто из европейских политиков хотел бы видеть в ЕС бывшие советские республики. Я же считаю, что Украину, Белоруссию, Молдавию, Грузию, Азербайджан и Армению, традиционно входивших в сферу интересов России, не следует принимать, хотя с ними нужно развивать тесные отношения.
Единой Европе предстоит конкуренция со стороны уже существующих или находящихся в фазе становления финансово-экономических держав-гигантов -- США, России, Китая, Индии и, возможно, Бразилии. И для укрепления позиций ЕС требуется некое ограниченное расширение. Не стоит забывать историю. Так, древний Рим, будучи объединенным и внутренне консолидированным государством, взял верх над Грецией по той простой причине, что эта более древняя и развитая страна, превосходившая римлян по уровню культуры, оказалась раздроблена на десятки крошечных государств. Такая участь может постигнуть Евросоюз, если он утратит единство из-за непродуманного расширения.
Беседовал Александр ЗДИТОВЕЦКИЙ, Лиссабон