Правительства России и Белоруссии нашли в себе силы не осложнять и без того полные трений и противоречий союзнические отношения. В пятницу в Минске на заседании совета министров союзного государства они все же
подписали соглашение о мерах по торгово-экономическому сотрудничеству. Этот документ, по оценкам сторон, является серьезным шагом на пути формирования реального единого экономического и таможенного пространства между двумя странами.
Понадобилось три дня, чтобы договориться по спорным пунктам, которые вдруг выявились в минувший вторник, когда документ должны были подписать в Москве, в Минэкономразвития. Тогда подписание сорвалось из-за того, что белорусская сторона попыталась внести изменения в уже парафированный документ.
К приезду Михаила Фрадкова в пятницу в белорусскую столицу на очередное заседание союзного совмина российской стороне удалось уговорить коллег снять большинство новых требований. По словам замминистра экономического развития и торговли РФ Виталия Савельева, эти требования касались преимущественно сроков исполнения тех или иных договоренностей. Причем вполне понятно, почему Минск хотел отдалить начало их реализации. Сегодня
на поставки российской продукции союзнику действует около 150 ограничений, и после их снятия, что предусматривает торговое соглашение, Белоруссия может потерять, по ряду экспертных оценок, до 2,5 млрд долл. Однако в Минске, равно как и в Москве, прекрасно понимают, что без такого соглашения союз России и Белоруссии совершенно не реален.
«Основная идея соглашения -- создать условия по более свободному доступу товаров на рынки наших стран, чтобы избежать ограничений, которые еще имеются. Эта договоренность закрепляет весь пакет, который был ранее согласован по ключевым товарам -- и по нефти, и по газу, и отвечает требованиям международной торговли, основанным на идее перехода наших отношений на принципы рыночной экономики. Мы удовлетворены проделанной работой, и это еще больше укрепляет единое экономическое пространство и отвечает интересам наших стран», -- заявил после подписания Михаил Фрадков. «Главное в подписанном соглашении -- это его направленность на единый таможенный союз», -- добавил премьер Белоруссии Сергей Сидорский.
Среди принципиальных положений документа -- отмена Белоруссией с 1 июня 2007 года налогов и сборов с предприятий с российскими инвестициями, не предусмотренных налоговым законодательством Белоруссии.
Речь, в частности, идет о «Славнефти», владеющей долей в белорусском Мозырском НПЗ, которому в конце прошлого года власти Белоруссии резко увеличили платежи в фонд национального развития.
Кроме того, Белоруссия отменит квотирование импорта рыбы из России, сбор за транзитный проезд грузовиков и автобусов, находящихся в собственности или аренде у российских резидентов (или же уравняет размер этих сборов с применяемым в отношении резидентов Белоруссии), а также перестанет требовать от своих сельхозпроизводителей закупать необходимую технику только в собственной стране. Россия в свою очередь обязалась, в частности, отменить до 15 мая плату за регистрацию на таможне белорусского транспорта при въезде на российскую территорию. Регистрация была введена в середине февраля 2007 года, что привело к огромным очередям на погранпереходах. «Мы стараемся не создавать друг другу искусственных проблем, в том числе в таможенной сфере, и еще раз изучим сложившуюся ситуацию, посмотрим, как можно решить проблему. Мы будем стараться минимизировать издержки», -- сказал г-н Фрадков. В то же время он отметил, что проблема выходит за рамки создания единого таможенного союза Белоруссии и России: «Сегодня есть проблемы с перемещением товаров на необустроенных переходах, и мы будем стараться решить эти проблемы».
В Минске был подписан еще один документ, который также может привести к экономическим потерям Белоруссии. Это соглашение об условиях поставок белорусского сахара в Россию в 2007 и 2008 годах. Как сообщил, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Митин, в этом году белорусские сахарозаводчики поставят в Россию 180 тыс. тонн сахара, а в следующем и того меньше -- 100 тыс. тонн (в прошлом году импорт белорусского сахара составил примерно 220 тыс. тонн). В перспективе же, судя по словам замминистра, поставки вообще могут прекратиться, так как Россия с ее 92 сахарными заводами (у Белоруссии всего четыре) «ставит целью полностью обеспечивать себя своим сахаром».
Несмотря на явные потери Белоруссии, российская сторона пока не торопится протянуть ей руку помощи в виде стабилизационного кредита в 1,5 млрд долл., о котором уже давно просит Минск. «Мы рассматриваем обращение правительства Республики Беларусь, уточняем, выясняем, чтобы принять осмысленное непростое решение, которое связано с большими суммами. Мы должны быть уверены, что это пойдет на пользу нашим отношениям, поможет решить ряд вопросов экономического характера в Белоруссии», -- сказал журналистам г-н Фрадков. «Этот вопрос в ближайшее время найдет свое разрешение», -- обнадежил премьер белорусских партнеров.
Впрочем, Россия вполне может помочь Белоруссии не только кредитами, но и новыми инвестициями в предприятия, которые будут выставлены на продажу. По крайней мере в пятницу премьер Сергей Сидорский предложил российским компаниям участвовать в приватизации, решение о которой приняло белорусское правительство. Он напомнил, что российские инвесторы уже строят в Белоруссии крупный завод по производству бумаги.