Время новостей
     N°51, 26 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2007
Панцирь-дивизия
«Черепашки-ниндзя» на московских экранах
Давным-давно кто-то бездушный и нехороший спустил четырех маленьких черепашек в нью-йоркскую канализацию. Малыши, впрочем, не погибли, а наоборот, надышавшись химическими испарениями, мутировали в антропоморфных и вполне симпатичных монстров, которых взял под свою опеку другой канализационный обитатель -- крыса-мутант Сплинтер, повернутый на дзене и прочих восточных мудростях. Он научил черепашек тайным приемам ниндзя, дал имена в честь художников эпохи Возрождения -- Леонардо, Микеланджело, Донателло, и Рафаэль -- и наставил на путь истинный, сформировав отряд по борьбе со всяческого рода несправедливостями.

В свое время черепашки дали бой злодею Шредеру -- и победили. Но потом былое боевое братство как-то само собой распалось. Кто-то стал консультировать по телефону компьютерных «чайников», кто-то -- развлекать малышню на праздниках в костюме... правильно, черепахи, кто-то ушел в себя, кто-то по привычке поколачивает по вечерам грабителей и хулиганов. Но когда над Нью-Йорком снова сгущаются тучи вполне определенного свойства (вот-вот город по прихоти эксцентричного миллионера должны заполнить сонмы очень древних и очень опасных чудовищ), былым соратникам приходится стать одной командой и дать нечисти решительный отпор.

Даже если не задумываться о том, что идея сделать героями полноценного художественного произведения выросших в канализации разумных рептилий ростом с человека, которые были воспитаны не менее разумной крысой, обучились боевым искусствам и подозрительно сильно полюбили пиццу (описание это даже боязно перечитывать, настолько в нем ощущается какое-то изначальное нездоровье), то все происходящее на экране как минимум мило. Единственное, что раздражает, -- это слишком уж очевидная эклектика -- собственно черепашки, их товарищи из числа гомо сапиенс и чудовища-враги как будто собраны с бору по сосенке из совершенно разных мультфильмов и в одном кадре не всегда выглядят органично. Но целевую аудиторию картины -- детишек младшего школьного возраста, которые абсолютно спокойно сталкивают в своих настольных баталиях фигурки из разных наборов, это вряд ли всерьез обеспокоит.

Что до более взрослых зрителей, то и им, в сущности, нет причин расстраиваться. Как ни странно, в нынешнем развитии черепашьих образов можно проследить весьма показательную и ободряющую тенденцию. Предыдущие фильмы о черепашках-ниндзя (если не считать мультсериала, появившегося ровно двадцать лет назад, игровых картин на заданную тему вышло три -- в 1990-м, 1991-м и 1993 годах) оставляли ощущение вполне безобидного детского утренника с памятными любому посетителю Дня города «ростовыми куклами» и сюжетами, идеально подходящими для новогодних представлений в домах культуры средней руки. Насилия там было не больше, чем в образцовском «Необыкновенном концерте», и за всем этим плюшевым миролюбием как-то забывалось, что на самом-то деле оригинальные комиксы Питера Лейрда и Кевина Истмана (1984), с которых черепашья эпопея и начиналась, были довольно мрачными (не случайно в свое время один из создателей «Хищника», сценарист Джон Томас, кажется, вполне всерьез развивал идею о том, чтобы стравить с черепашками придуманного им инопланетного охотника). В данном случае уровень радикализма если не зашкалил, то хотя бы перешел на новый, куда более устраивающий истинных поклонников уровень -- как минимум, все, что касается пресловутых восточных единоборств, оказалось вполне приличным (есть даже обязательная для жанра, если вспомнить, например, «Уличного бойца» с Сони Чибой, да и еще с полсотни японских кинокартин о романтиках ножа и топора, схватка на крыше под проливным дождем). Само собой, разлетающихся в разные стороны внутренностей и потоков крови ждать не приходится, но только пока. Если дело и дальше пойдет так, то следующая гипотетическая инкарнация «Черепашек-ниндзя» лет этак через десять сможет удовлетворить самый пристрастный киноманский вкус. В ней будут, уж конечно, использованы не просто ряженые артисты и даже не трехмерная мультипликация, а моднейшая технология motion capture, режиссером назначат кого-нибудь вроде Роберта Родригеса или Зака Снайдера, ей присвоят самую высшую возрастную категорию, и детей на этот фильм не будут пускать ни под каким видом.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино