|
|
N°51, 26 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проклятые вопросы
Институт Европы РАН подготовил исследование основных угроз безопасности России в ХХI веке
Термин «безопасность» мы привычно понимаем как категорию военную или военно-политическую. Собственно, до последнего времени это было оправданно. История ХХ века наполнена как реальными, "горячими" войнами, так и периодами войн «холодных». Но новое время приносит и новые вызовы, не отменяя, впрочем, уже существующих. Локальных военных конфликтов сейчас не меньше, чем было раньше, государства не стали, увы, дружелюбнее относиться друг к другу. Так что вопросы безопасности в традиционном понимании слова не становятся менее актуальными. Но к этому добавляется безопасность экономическая, политическая, продовольственная, проблемы глобального потепления, наконец. Влиятельность государства в мировом сообществе определяется не только и не столько размерами армии и флота, сколько способностью решать экономические и социальные проблемы, найти правильный социально-политический и экономический баланс. Например, приток иностранных инвестиций, с одной стороны, дает толчок экономическому росту, а с другой -- угрожает самостоятельности государства. Или взять крайне популярную сейчас тему мигрантов. Прожить без притока иностранной рабочей силы Россия, как и другие европейские страны, не в состоянии, но как при этом добиться того, чтобы не страдало коренное население. Директор Института Европы РАН, академик Николай ШМЕЛЕВ, ответивший на вопросы корреспондента "Времени новостей» Веры СИТНИНОЙ, полагает: что от того, насколько успешно Россия справится с этими задачами, будет зависеть и ее образ в глазах внешнего мира, и способность решать свои внутренние проблемы и влиять на международные процессы.
-- Как меняется роль России и стоящие перед ней задачи в современном мире?
-- Мы в Институте Европы попытались ответить на эти вопросы в книге «Ответы России и Евросоюза на вызовы XXI века», посвященной новым нетрадиционным вызовам и угрозам европейской безопасности в основном невоенного характера -- энергетическим, демографическим, информационным, климатическим и многим другим. Строго говоря, некоторые из них зародились довольно давно. Однако в начале ХХI века они приобрели принципиально новый характер. Во-первых, потому, что радикально выросли их масштабы. Во-вторых, вследствие качественной трансформации этих угроз, резко усиливающей их опасность. Наконец, в-третьих, потому, что, как никогда ранее, они переплетаются друг с другом и усиливают действие друг друга. А в целом они составляют комплекс опаснейших и, что особенно важно, быстро растущих угроз нашей безопасности. Безопасности России, Европы и всего мира.
-- Получается, что эти нетрадиционные вызовы заменили в современном мире угрозы привычные -- военные и военно-политические?
-- Мне кажется, что такой вывод был бы все же слишком категоричным, если хотите, несколько поспешным. Вспомним, что после окончания «холодной войны», где-то около двух десятилетий тому назад, в мире да и у нас раздавались голоса о том, что с военными угрозами покончено навсегда. Однако эта эйфория быстро прошла. Достаточно вспомнить, скажем, об агрессии НАТО против Югославии или операции США и их союзников в Ираке. Жизнь быстро развеяла прекраснодушные иллюзии. Это та реальность, с которой России приходится иметь дело сейчас и придется реагировать на нее в будущем.
Вместе с тем есть и другая реальность, о которой я говорил: нетрадиционные вызовы с каждым годом усиливаются, так что соотношение между традиционными и нетрадиционными угрозами меняется в пользу последних.
-- Но проблема военной безопасности России остается актуальной?
-- Конечно. Это и проблема борьбы с международным терроризмом, и противодействие распространению оружия массового уничтожения, и локальные международные конфликты. В целом изучение вопросов международной безопасности -- одно из главных направлений в Институте Европы.
-- Книга вашего института посвящена и России, и Европейскому союзу. Вы рассматриваете их перед лицом угроз ХХI века порознь или как единое целое?
-- Естественно, в центре наших исследований находится Россия -- ее национальные интересы, политика, место и роль в европейской и глобальной системе координат, восприятие ее политики, ее образа во внешнем мире. Однако исследованию проблем всей Европы уделяется огромное внимание. И столь же естественным является изучение взаимодействия, сотрудничества между Россией и Евросоюзом, а также тех противоречий и конфликтов между нами, которые, к сожалению, время от времени возникают.
Я бы назвал это исследование «тремя опорами» Евросоюза: экономика, внутренняя политика и внешняя (и оборонная) политика. Изучается место России в системе современной цивилизации, готовится большой коллективный труд, посвященный ему. В процессе подготовки -- большой комплекс страноведческих работ, охватывающих все стороны жизни как крупнейших, так и малых европейских стран. В этом году ожидается выход томов Великобритании, стран Юго-Восточной Европы. Такого цикла книг, посвященным странам Европы, у нас не было лет двадцать-тридцать, если не больше. В заключение я хотел бы выразить нашу признательность и глубокую благодарность Российскому гуманитарному научному фонду за его поддержку в наших исследованиях, в том числе и за гранты, которые дали возможность подготовить эту комплексную коллективную работу.
|