В понедельник в Россию с государственным визитом приезжает председатель КНР Ху Цзиньтао. Вместе с президентом Путиным он примет участие в открытии Года Китая в России и китайской национальной выставки в Москве. Центральным событием станет подписание лидерами двух стран «большого политического документа». По словам помощника министра иностранных дел КНР Ли Хуэя, еще в начале этой недели стороны обсуждали, как он будет называться -- «совместная декларация» или «совместное коммюнике». Ранее китайские источники сообщали, что Путин и Ху наметят план развития стратегического партнерства на ближайшее десятилетие. За три дня пребывания в России китайский гость встретится не только с президентом, но и с премьером Михаилом Фрадковым и спикером Борисом Грызловым. Ху Цзиньтао также посетит Казань, где проведет переговоры с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.
Заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев заметил «Времени новостей», что в Китае бытуют две оценки нынешнего состояния двусторонних отношений: «Иногда говорят, что «в политике горячо, а в экономике прохладно». Есть и другая формула «вверху горячо, внизу прохладно». Это означает, что пока власти выстраивают отношения стратегического сотрудничества, народ на это реагирует спокойно и остается в стороне». По мнению нашего собеседника, главная цель Года Китая --
«конструирование хорошего имиджа друг друга в глазах обывателя».
В 2006-м в рамках Года России в Китае состоялось более 300 мероприятий, в основном культурно-просветительского характера. По данным китайского посла в Москве Лю Гучана, «непосредственно в этих мероприятиях участвовали около 500 тыс. китайцев, десятки миллионов посещали российские выставки, сотни миллионов увидели их по телевизору». Китайский год в России до этих впечатляющих цифр, конечно, не дотянет -- население Поднебесной почти в десять раз больше российского, да и мероприятий запланировано поменьше, около 200.
Накануне визита Ху Цзиньтао заявил: «В голове нашего народа Россия всегда ассоциируется с красивой мелодией таких песен, как «Ой, цветет калина», «Подмосковные вечера», с доброй памятью о борьбе двух стран плечом к плечу в годы мировой антифашисткой войны». Тесные культурные связи 1950-х годов остаются ценным политическим капиталом в отношениях Москвы и Пекина. Однако новые интеллектуальные элиты обеих стран больше смотрят в сторону США и Европы, нежели друг на друга. «Для того чтобы передавать эстафету традиционной дружбы из поколения в поколение, да еще и углубить ее, народы двух стран нуждаются в полном представлении об огромных переменах, произошедших в обеих странах за последние годы», -- отметил председатель Ху. Впрочем, по китайским данным, число китайских студентов в России непрерывно растет и уже перевалило за 10 тыс. человек, превысив показатели эпохи «великой дружбы».
Пекин возлагает большие надежды на проведение в Москве национальной выставки, подчеркивая, что она станет «самой масштабной экспозицией Китая за рубежом». Поначалу китайский МИД сообщал, что во время выставки будут подписаны контракты более чем на 2 млрд долл., в том числе о железнодорожной транспортировке в Китай российской сырой нефти и о межбанковском сотрудничестве. Однако позавчера замминистра торговли Юй Гуанчжоу сообщил, что в Москве будут подписаны два десятка контрактов более чем на 4,3 млрд долларов.
Ху Цзиньтао назвал приоритетными сферами двустороннего сотрудничества освоение энергетических ресурсов, авиацию и космос, атомную энергетику, машиностроение и высокие технологии. Он напомнил и об интересе китайского бизнеса к взаимодействию с Россией в области бытовой электроники, в производстве и сборке автомобилей, в создании объектов инфраструктуры. Китайская экономика устойчиво растет уже более четверти века, Россия также вышла из кризиса 90-х годов, что дает возможность подтянуть экономическое сотрудничество до высокого уровня политического взаимопонимания.
Товарооборот в 2006 году достиг рекордного показателя 33,4 млрд долл., однако уровень взаимных инвестиций остается невысоким: китайцы вложили в России около 900 млн долл., россияне в Китае -- около 600 млн. Российская сторона обеспокоена тем, что в ее экспорте в Китай доля продукции машиностроения сокращается, а энергоресурсов и сырья -- растет. В Пекине формально признают «важное значение расширения импорта российского машиностроения и электроники», но при этом напоминают о российском положительном сальдо в размере более 50 млрд долларов.
В беседе с «ВН» Андрей Карнеев заметил, что запланированные на этот год в России китайские мероприятия могли бы принести пользу «для обсуждения реальных вопросов устранения дисбаланса в российско-китайской торговле».
Более того, по мнению эксперта, стимулирование китайских инвестиций способно помочь России в реализации одного из национальных проектов: «Китайцы дешево строят жилье, и их участие в строительстве может снизить заоблачные цены на недвижимость».