Время новостей
     N°49, 22 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2007
С заботой о грамотности
АРБ обзавелась кредитным брокером
Ассоциация российских банков (АРБ) выступила учредителем кредитного брокера -- Национального кредитного агентства, которое в ближайшее время предложит свои услуги частным лицам и предприятиям малого бизнеса. Оно уже создало базу кредитных предложений банков, в апреле намерено открыть несколько офисов и в мае пригласить клиентов.

Национальное кредитное агентство было создано в декабре 2006 года. По словам гендиректора компании Игоря Плотникова, работавшего до этого в Национальном бюро кредитных историй, основным акционером кредитного брокера стала АРБ, но есть и соучредители. Это, говорит г-н Плотников, «организации финансового сектора», но не банки: «Иначе был бы конфликт интересов».

Основная задача созданной компании, продолжает г-н Плотников, -- повышение финансовой грамотности населения. На сайте будут публиковаться материалы по разным проблемам, в том числе эффективным ставкам банков, с апреля начнет выходить специальный журнал «Лучшие кредиты». Однако уже с лета агентство займется коммерческой деятельностью и станет предоставлять услуги кредитного брокера частным лицам, предприятиям малого и среднего бизнеса и даже другим кредитным брокерам. Предполагается, что тарифы будут едиными для всех клиентов. В апреле появится несколько офисов Национального кредитного агентства, в планах брокера открыть как можно больше офисов в регионах. Правда, о размере будущих капиталовложений и уставном капитале компании г-н Плотников умалчивает.

Глава кредитного брокера «Кредитный и финансовый консультант» Юрий Королев не приветствует подобную деятельность АРБ. «Безусловно, мы считаем, что этот брокер будет иметь серьезное конкурентное преимущество, так как сможет воспользоваться отношениями ассоциации с банками, входящими в ее состав, -- говорит он. -- Мы относимся к этому отрицательно и считаем, что ассоциация банков не должна заниматься подобной практикой. Это все равно что если бы таможенная служба создала своего таможенного брокера. Но если это произойдет, мы будем работать с такой организацией и примем это как факт».

Г-н Плотников не считает, что аффилированность с АРБ является административным ресурсом. «Размещение для банков в нашей базе данных бесплатное, они сами заполняли наши таблицы. Мы открыты для сотрудничества со всеми и никого к нему не принуждаем», -- говорит он. Пока в базе агентства представили свои программы около 20 банков -- например, по потребительским кредитам есть информация 15 банков, столько же по кредитам наличными, 16 банков предложили данные по автокредитам. Это пока меньше, чем число банков -- партнеров других кредитных брокеров, которые давно работают на рынке. Но, по мнению г-на Плотникова, говорить о конкуренции рано: «В развитых странах до 90% кредитов выдается посредниками, у нас рынок только начинает развиваться. Пока можно говорить только о его освоении».

Елена ХУТОРНЫХ