Новый генеральный секретарь ООН, бывший министр иностранных дел Южной Кореи Пан Ги Мун намерен приступить к серьезным реформам в Организации Объединенных Наций. Об этом и о самых острых международных проблемах он рассказал корреспонденту ИНТЕРФАКСА Александру Корзуну в интервью специально для «Времени новостей». Это первое интервью российским СМИ после того, как 1 января этого года 62-летний ПАН ГИ МУН вступил в должность генсека.-- Есть мнение, что ООН переживает кризис. Вы уже заявляли о необходимости повышать авторитет организации. Означает ли это, что вы разделяете обеспокоенность ее нынешним состоянием?-- Деятельность ООН зависит от политической воли стран-членов, а политическая воля не может реализовываться в атмосфере недоверия. Нам необходимо работать над восстановлением доверия среди стран-членов. Для этого нет чудодейственных рецептов, этого можно достичь только путем кропотливой работы и готовности
к искреннему, открытому диалогу.
-- Продолжите ли вы реформирование ООН и ее главного органа -- Совета Безопасности? Разделяете ли вы позицию России, которая не считает целесообразным расширять число членов СБ ООН, имеющих право вето?-- Необходимо -- и с этим согласятся все страны-члены -- расширить и реформировать Совет Безопасности. К сожалению, за десять лет согласия по этому вопросу достичь не удалось. Я попытаюсь активизировать консультации между государствами, чтобы они пришли к максимально широкому консенсусу.
-- ООН появилась на свет после второй мировой войны, и основной задачей организации стало поддержание стабильности в мире. Сейчас возникла новая глобальная угроза -- международный терроризм. Способна ли ООН возглавить борьбу с этим злом?-- ООН способна возглавить эту борьбу и обеспечить человечество инструментами, необходимыми для уничтожения терроризма. Во-первых, универсальный характер ООН создает прочную базу для глобальных скоординированных усилий по борьбе с терроризмом. Во-вторых,
меры, предпринимаемые Советом Безопасности, в частности резолюция 1373 от 2001 года (о предотвращении террористических актов, угрожающих международному миру и безопасности. --
Ред.), являются некоей отправной точкой для всех стран в области законодательства, деятельности правоохранительных органов и т.д. В-третьих, сама цель существования ООН не ограничивается вопросами мира и стабильности. Ее деятельность по экономическому и социальному развитию поможет, если она окажется успешной, решать проблемы нищеты, голода, неравенства в образовании и правах -- то есть те самые проблемы, которые используют экстремисты для вербовки сторонников и оправдания терроризма.
-- Как следует решать проблемы ядерных программ Ирана и Северной Кореи, определения статуса Косово?-- Вопрос северокорейской ядерной программы -- один из моих приоритетов. Я делаю все, что в моих силах, для содействия шестистороннему процессу. Я также сейчас думаю над тем, с какими собственными инициативами я мог бы выступить, чтобы поддержать как членов Совета Безопасности, так и участников шестисторонних переговоров (Россия, США, Китай, Япония и две Кореи. --
Ред.). Пока же
очень важно, чтобы Северная Корея придерживалась договоренностей, достигнутых в сентябре 2006 года, а именно отказа от ядерного оружия и программ по его разработке.
Что касается Ирана, то я глубоко озабочен тем, что его правительство не уложилось в сроки, обозначенные Советом Безопасности. (23 декабря 2006 года резолюция Совбеза ООН 1737 дала Тегерану 60 дней на приостановку обогащения урана, но иранцы не сделали этого. --
Ред.). Я уже призывал иранские власти выполнить резолюции Совета Безопасности и принять участие в переговорах в том формате, в котором они уже велись (при участии шести посредников в лице Германии, Великобритании, Франции, России, США и Китая. --
Ред.). Я надеюсь, что проблема может быть решена мирным диалогом за столом переговоров, так как это касается не только Ирана, но и мира в целом.
По Косово мой спецпредставитель Мартти Ахтисаари доработал свои предложения, и скоро они будут представлены в Совет Безопасности. Для международного сообщества здесь важно не прекращать работу и не снижать темп. В конце концов после почти восьми лет под управлением ООН краю Косово и его населению нужна определенность по поводу их будущего. Движение к определению статуса Косово -- приоритет для международного сообщества.
-- Вы считаете, что ООН могла бы играть большую роль в борьбе с нищетой, голодом, болезнями. Тогда какими могли бы быть источники финансирования?-- ООН может и должна делать больше в этих областях. И это не обязательно требует дополнительных ресурсов. Давайте посмотрим, что уже удалось сделать. Помощь развитию возросла с 50 млрд долл. в 2000 году до более чем 100 млрд долл. в 2006 году и теперь в большей степени нацелена на борьбу с нищетой и болезнями. Эти средства не выделялись ООН и не проходили через организацию, но импульсом для увеличения финансирования стали Саммит тысячелетия, проведенный ООН в 2000 году, наш саммит в 2002 году, посвященный финансированию развития, и Всемирный саммит в 2005 году. Схожим образом -- независимо от ООН, но при нашем одобрении и содействии -- были найдены средства для борьбы с такими смертельными заболеваниями, как СПИД, малярия и туберкулез. Фармацевтические компании в свою очередь предложили лекарства, необходимые пациентам в бедных странах.
Так что дополнительные ресурсы не всегда являются ключом к решению проблемы, хотя многие фонды ООН, программы и специализированные агентства нуждаются в постоянном и более щедром финансировании.
-- ООН критикуют за бюрократизм и раздутый штат. Планируете ли вы сокращение затрат на содержание аппарата?-- Последние реформы действительно сфокусированы, кроме всего прочего, на выправлении данной ситуации. Конечно, я хочу, чтобы ООН действовала эффективно и наиболее экономично. Однако одновременно страны -- члены ООН призвали инвестировать средства в организацию. То есть существует понимание: если некоторые области нуждаются в оптимизации, то другим требуется больше ресурсов.
-- В мире увеличивается число горячих точек. Будет ли ООН расширять свой миротворческий потенциал?-- Миротворческие операции ООН -- это уникальный вклад в международный мир и стабильность. Мы планируем и готовимся к новым миротворческим операциям в Дарфуре (Судан. --
Ред.) и прочих регионах мира. Мы все участвуем в укреплении возможностей Секретариата ООН по поддержанию мира, ведь это вопрос жизни для миллионов людей.
-- Когда вы намерены побывать в России? И как вы оцениваете роль нашей страны в ООН?-- На данный момент у меня нет планов посетить Россию. Но я считаю, что это важнейший игрок на политической сцене. Как постоянный член Совбеза она играет значительную роль в вопросах мира и безопасности. Я призываю Российскую Федерацию более активно участвовать в вопросах развития и стать щедрым донором.