В Московском областном суде
коллегия присяжных вчера вынесла обвинительный вердикт по делу о подрыве летом 2005 года поезда Грозный--Москва. Подсудимые Михаил Клевачев и Владимир Власов были признаны виновными в совершении теракта, покушении на убийство общественно опасным способом, изготовлении и хранении взрывчатых веществ. И хотя по самым «тяжелым» статьям они, как посчитали заседатели, достойны снисхождения, этот вердикт полностью противоположен тому, что был вынесен по этому делу предыдущей коллегией присяжных. В декабре прошлого года при первом рассмотрении дела Власов и Клевачев были всего в одном шаге от долгожданной свободы, но заседателей, уже вынесших оправдательный вердикт, распустили, и дело направили на новое рассмотрение.
Пассажирский поезд №382 Грозный--Москва был подорван 12 июня 2005 года на участке Узуново--Боготищево Павелецкой железной дороги в 153 км от Москвы. В результате взрыва безоболочного взрывного устройства произошло разрушение железнодорожного полотна, с рельсов сошли и были повреждены пять вагонов. Как позже выяснили эксперты, под рельсы была заложена самодельная мина мощностью 3 кг в тротиловом эквиваленте. В результате, по данным прокуратуры, девять пассажиров получили различные травмы. Материальный ущерб, причиненный ОАО «Российские железные дороги», был оценен почти в 7 млн рублей.
Спустя две недели по подозрению в совершении взрыва были задержаны 48-летний предприниматель Владимир Власов и 47-летний мастер ГУП «Гормост» Михаил Клевачев. Обоим вменили совершение теракта по мотиву национальной розни, покушение на убийство общественно опасным способом, изготовление и хранение взрывчатых веществ.
Первый раз процесс по настоянию обвинения проходил в закрытом режиме, но накал страстей в зале это отнюдь не убавило. Судебные слушания в Мосгорсуде ознаменовались повторной попыткой суицида Клевачева (первую он предпринял еще во время предварительного следствия), выразившего таким образом протест против игнорирования судьей его доводов и проведением судебно-психиатрической экспертизы, проведенной прямо в зале заседания.
Скандалом первые слушания и закончились. Прежняя коллегия присяжных, уже вынесшая оправдательный вердикт, но еще не огласившая его по техническим причинам, была распущена. За несколько минут до начала последнего заседания прокурор увидел, как один из присяжных общался с адвокатом (один спросил у другого, в каком зале будет проходить заседание). В результате 3 декабря прошлого года коллегию распустили. Защита пробовала протестовать, но процесс начали заново.
26 января уже этого года Мособлсуд отобрал новую коллегию. В месте с новыми заседателями к повторному рассмотрению дела приступили и новая судья Наталья Валикова, занявшая место выбывшей по неясным причинам Татьяны Романовой, и два новых гособвинителя -- Борис Лактионов и Марина Дятлова.
На принятие решения новому составу присяжных потребовалось всего три с небольшим часа. Оба подсудимых были признаны виновными по всем инкриминируемым пунктам обвинения. По словам адвоката Валерия Прилепского, за виновность подсудимых проголосовали десять из двенадцати присяжных заседателей. Тем не менее они сочли, что фигуранты дела заслуживают снисхождения в части двух самых тяжких обвинений -- терроризме и покушении на убийство. Суд будет вынужден это учесть при назначении наказания.
На такой вердикт подсудимые прореагировали по-разному -- Владимир Власов просто промолчал, а Михаил Клевачев «отвел душу», высказав все, что думает о присяжных и о вердикте, который они вынесли. Правда, по словам очевидцев, Клевачев в своей эмоциональной речи сумел обойтись без нецензурных выражений.
Следующее заседание в Мособлсуде состоится 2 апреля. На нем согласно УПК будут обсуждаться последствия вердикта, тогда и станет известно, какое наказание прокурор считает справедливым для обвиняемых. Только после этого суд удалится на совещание для вынесения приговора.