|
|
N°49, 22 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лавров прочел думцам энциклопедию
Внешней политики России на просторах СНГ
Вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая на правительственном часе в Думе, изложил, если можно так выразиться, последнюю редакцию российской внешнеполитической доктрины по отношению к СНГ. Картина получилась грустная, но справедливая, хотя и не слишком оригинальная. Заявление Лаврова о том, что «на сегодняшний день СНГ не смогло стать ни полноценным интеграционным объединением, ни эффективной международной организацией» могло удивить только своей откровенностью, но не новизной.
Глава российского МИДа признал тем не менее полезность СНГ в качестве «уникальной площадки для диалога» на постсоветском пространстве. Любопытно, что буквально накануне, после встречи с Путиным в Кремле, президент Казахстана Назарбаев назвал СНГ «местом встречи президентов». Он первым еще несколько лет назад публично признал фактическую кончину СНГ. Впрочем, на последнем саммите СНГ в Минске Назарбаев был более снисходителен -- дескать, «СНГ никому не мешает».
В выступлении Сергея Лаврова, кроме поставленного Содружеству диагноза, прозвучала еще и попытка найти виновных в его болезнях. Ими оказался «ряд стран СНГ», «не принявших наднациональных начал в его деятельности». Чтобы было ясно, о ком идет речь, министр указал на Киев и Ашхабад, которые «не подписали Устав СНГ», «а Туркменистан в 2005 году объявил о своем ассоциированном членстве в СНГ». Но вот каких партнеров по СНГ имел в виду Лавров в следующем пассаже, он уточнять не стал. Глава МИДа посетовал на некие «страны-участницы», которые «обрели вкус к суверенитету». А главное, они настолько «адаптировались к независимости», что «пришедшие к власти в некоторых из этих стран люди, провозглашая многовекторный подход к международным делам, не рассматривают Россию в качестве главного приоритета в своих внешних связях и соответственно строят свою политику».
Очевидно, этот горький вывод и есть главный плод тех разочарований Содружеством, которые пережили в Кремле, а следовательно, и на Смоленской площади в последние годы. Гораздо больше надежд Сергей Лавров возлагает на ЕврАзЭС. Это сообщество, по его словам, «в перспективе станет интеграционным ядром на пространстве СНГ».
Характерной для политики нынешнего руководства России прозвучала оговорка министра, заметившего что «СНГ останется для обсуждения общих проблем, менее конкретных вопросов, в частности гуманитарных проектов». Не случайно ведь вчера Лавров подчеркнул, что в Москве стремятся к скорейшему переводу отношений России с государствами СНГ на рыночные отношения. А ведь на рынке как на рынке, разговор тут один -- «скажите точно, сколько вешать в граммах?». И «общие» «гуманитарные» сантименты тут не приветствуются. Свидетельством эффективности такого подхода следует, видимо, считать скорое, уже в этом году, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, которое вчера анонсировал Сергей Лавров. «Переговоры уже близки к завершению», -- уверял он думцев. Стоит заметить, что Нурсултан Назарбаев, предрекавший достижение этого успеха еще более года назад, в последнее время избегает вообще говорить на эту тему... Прогнозы г-на Лаврова, однако, обосновываются тем, что сменился российский куратор ЕврАзЭС. Если раньше этим направлением занимался глава Минпромэнерго Виктор Христенко, то теперь новый вице-премьер Сергей Нарышкин.
Среди других замечаний, сделанных главой МИДа, обращают на себя внимание слова, сказанные в адрес Грузии, Белоруссии и Украины. «На конкретные действия (Тбилиси. -- Ред.), которые носят антироссийский характер, мы стараемся отвечать без истерики, достойно и, конечно, не по принципу «сам дурак» -- это не в наших традициях», заметил Лавров. Белоруссию он назвал «самым приоритетным и привилегированным партнером России», а создание с ней союзного государства -- «нашим стратегическим курсом». А затем, видимо, отдавая дань профессиональной подготовке президента Белоруссии Александра Лукашенко, начинавшего свою карьеру политработником, Сергей Лавров не без иронии заметил: «Классики марксизма-ленинизма говорили, что государство должно иметь экономический базис и это нас пока волнует, надстройка есть, а базиса нет».
По-иному выглядели реверансы российского министра в сторону Украины. «Не гоже, когда две страны, которые привержены демократии и свободе слова, начинают играть в подобного рода игры». Так Лавров охарактеризовал объявление Москвой и Киевом персонами нон грата ряда российских и украинских политиков: к примеру, Константину Затулину закрыт въезд на Украину, а Петру Порошенко -- в Россию. «Есть желание эту тему закрыть на основе так называемого нулевого варианта», -- сказал глава российской дипломатии.
Пришлось отвечать главе МИДа и на вопрос о том, как Москва будет реагировать на возможное решение ООН предоставить независимость Косово. «Любое развитие косовского урегулирование создаст прецедент, так как впервые пойдет речь о том, что независимость получит не составная часть бывшего союзного государства, а регион внутри союзной республики», -- сказал министр. Говоря об Абхазии и Южной Осетии, желающих войти в состав России и к которым косовский прецедент может иметь самое прямое отношение, Лавров подчеркнул: «Там наши граждане, мы отвечаем за их социальные проблемы, тем более что этими проблемами никто кроме нас не занимался и не занимается». Если последние слова и были выпадом в адрес Грузии, то Лавров был корректен -- они не звучали по принципу «сам дурак».
Аркадий ДУБНОВ