У Михаила Ходорковского и Платона Лебедева неожиданно появился шанс на время переехать из Читы в Москву. Вчера Басманный суд принял решение о незаконности проведения следствия по новому уголовному делу опальных олигархов об отмывании около 900 млрд руб. в 6,5 тыс. км от столицы, то есть от того места, где это дело было заведено. Таким образом «басманное правосудие» -- термин, введенный в обиход адвокатами Ходорковского еще на стадии зарождения дела ЮКОСа из-за абсолютной лояльности Басманного суда к Генпрокуратуре, -- впервые сыграло на руку самым знаменитым обвиняемым страны, защитив их хоть в чем-то от притязаний прокуратуры.
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были переведены в СИЗО Читы из своих колоний в Краснокаменске и Харпе соответственно, где они отбывают 8-летние сроки по первому делу, в конце прошлого года. А в середине февраля 2007 года Генпрокуратура объявила об окончании расследования их
второго уголовного дела -- о хищении и отмывании 25 млрд (!) долл. Адвокаты обвиняемых, которым для ознакомления с многотомным сочинением следователей постоянно пришлось бы ездить в Читу из Москвы, сразу же объявили о том, что держать их подзащитных в Чите незаконно. На это в Генпрокуратуре возражали, что таким образом хотят добиться полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков расследования. «Три с половиной года все следственные действия совершались в Москве, и вот за две недели до их окончания расследование переносят в Читу. Получается, что тогда три с половиной года следствие было неполным, необъективным и проходило без соблюдения процессуальных сроков? -- рассказывал журналистам адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. -- Полнота расследования в Чите -- это миф, там нет вообще никаких доказательств, там только предъявляют документы, составленные в Москве».
Адвокаты подозревали, что у следователей была специальная установка: «прогнать это дело как можно быстрее».Кроме того в Чите следователям легче было бы оградить своих подследственных от излишнего внимания прессы и общественности. Впрочем, далеко не все участники грядущего процесса смогли бы найти возможность ехать так далеко. «Пять человек, с которыми я говорил как с потенциальными свидетелями, отказались ехать в Читу», -- посетовал г-н Шмидт, напомнив, что и государству (которому, кстати, и так якобы пришлось понести слишком большие убытки из-за Ходорковского и Лебедева) пришлось бы оплачивать перелет в Читу всем потерпевшим, свидетелям, экспертам, специалистам и прочим участникам этого уникального судебного процесса.
Все эти аргументы г-н Шмидт изложил Басманному суду (заявление рассматривалось там потому, что Генпрокуратура находится именно на его территории). «Басманный суд признал постановление заместителя генпрокурора Виктора Гриня о проведении следствия в Чите незаконным и необоснованным, -- заявил «Времени новостей» г-н Шмидт. -- Если решение суда вступит в законную силу, то Ходорковский и Лебедев должны быть переведены в Москву». В Генпрокуратуре вчера решение Басманного суда никак не комментировали, но, вероятнее всего, ее представители обязательно подадут жалобу. По крайней мере до сих пор в деле ЮКОСа следствие никогда не упускало такой возможности, если она предоставлялась.
Кстати, это уже не первое поражение Генпрокуратуры в процессе расследования второго дела Ходорковского. Буквально неделю назад Читинский облсуд подтвердил правоту своей первой инстанции -- Ингодинского райсуда Читы -- и оставил в силе его решение о том, что отказ следователя Генпрокуратуры Салавата Каримова запросить документы, подтверждающие алиби Платона Лебедева, неправомерен. «Судебная коллегия указала на необоснованность кассационного представления прокуратуры и надуманность ее аргументов», -- сообщил тогда адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов.