Время новостей
     N°49, 22 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2007
Свои среди своих
Кинопремия «Ника» в пятницу объявит своих лауреатов
23 марта, на церемонии вручения премия «Ника», Эльдар Рязанов сложит с себя полномочия ее президента, а Алексей Баталов их примет. Это наверняка будет сопровождаться искренними и душещипательными чествованиями и одного, и другого, поскольку академия «Ника» сегодня сделала прошлое своим знаменем, и именем этого прошлого, честного, бескомпромиссного, полного служением искусству и верностью товарищам, воюет с сегодняшним -- циничным и продажным, эгоистическим и бездарным -- временем. Те, кто застал это поколение в пору его зрелости, скажут, что было оно разным, и далеко не только идеалы свободы, равенства и братства занимали его умы. Но мы привыкли жить в мифологическом пространстве, теперь вера в великое гуманистическое кино позднесоветской эпохи сменила наивное убеждение в чистоте революционных помыслов и святости гражданской войны. Тогда были комиссары в пыльных шлемах, теперь -- ветераны того кинематографа, когда деревья были большими.

Эльдар Рязанов, которому этой осенью исполнится 80 лет, уходит с поста президента, отбыв на нем два срока, положенные уставом. После первых трех лет кинообщественность уговорила его остаться, и хотя демократическая процедура голосования была соблюдена, два других кандидата -- тот самый Алексей Баталов и Армен Медведев и свои голоса, и голоса своих сторонников отдали Рязанову. Нынче ясно -- третьего срока не будет, и Рязанов уже не преминул заявить: «Своим уходом я показываю пример многим политикам, как надо себя вести». Гражданская доблесть входит в обязательное число достоинств истинного художника.

23 марта «Нику» будут вручать в двадцатый раз, и надо признать, что вместе со всей страной эта премия прошла все этапы сложного пути -- родившись как первая негосударственная, учрежденная самими кинематографистами и вручавшаяся по итогам общего голосования, она тогда походила на «Оскара» как кооперативная поделка -- на «фирму». Первые церемонии «Ники» пугали цветными перьями, мюзик-холльным кордебалетом и обилием блесток, но зато лауреаты премии вызывали искреннее восхищение -- «Покаяние» (1987), «Холодное лето пятьдесят третьего», «Комиссар» и «Маленькая Вера»(1988), «Ашик-Кериб», «Интердевочка» (1989), «Астенический синдром» (1990)...

Времена быстро меняются, а двадцать лет это много, так много, что даже просто список из двадцати названий фильмов-лауреатов занял бы слишком много места.

«Ника» по-прежнему первая и старейшая премия, но уже не единственная. Учрежденный Никитой Михалковым в компании с телебоссами «Золотой орел» не заменил «Нику», хотя и подложил ей большую свинью, вытеснив из эфира на федеральных каналах. В свое время на этой почве был большой скандал, Министерство культуры даже издавало распоряжение о необходимости предоставить двум премиям равные возможности в смысле телеэфира. Но что значат у нас распоряжения министерства рядом с железной волей и личными интересами? В общем, «Нику» сначала пригрело НТВ, но грело недолго, спровадив прямой эфир на кабельные каналы, и вот в прошлом году Александр Роднянский принял ее в свои объятия, а благодарные академики наградили спродюсированную им «9 роту» званием лучшего российского фильма, вслед, впрочем, за большинством других премий года. В этом году СТС снова показывает церемонию, уже 24 марта ее можно будет увидеть по телевизору, и, вполне возможно, фильм «Питер FM», отлично принятый широкой публикой, получит и признание профессионалов. Во всяком случае эта дебютная романическая комедия отмечена в двух номинациях, включая «Открытие года», где режиссер Оксана Бычкова соревнуется с режиссером Иваном Вырыпаевым («Эйфория») и актером Юрием Чурсиным ("Изображая жертву").

Однако беда не только в том, что появление «Орла» обернулось телевизионной изоляцией, получилось хуже: наличие двух национальных кинематографических премий девальвировало значение обеих. Стать лауреатом любой из них, конечно, приятно, но не слишком уже почетно, то есть соревнование за лучший фильм практически потеряло смысл. Не только из-за стратегии «Орла», конечно, но и из-за того, что в обществе сегодня нет даже приблизительного согласия. Кто любит попадью, а кто -- свиной хрящик... Скоро в номинацию «Лучший фильм» будут включать не пять, как сегодня, а семь или двенадцать претендентов, а побеждать они будут двумя-тремя голосами.

Двадцатая церемония «Ники» скорее всего увенчает лаврами победителя фильм «Остров», но не исключен и вариант «Андерсена» -- просто из благодарности Рязанову, в знак поддержки и признания и как подарок к грядущему юбилею, на такие оммажи академики особенно щедры. «Живому», «Свободному плаванию» и «Изображая жертву» победа, на мой взгляд, не светит -- и молоды, и не классичны, и вообще у них все еще впереди. Включение фильма «Андерсен» в число номинаций -- результат давнего спора о том, имеет ли право глава академии лишать шансов на премию большой коллектив участников лишь на том основании, что он сам этот фильм и снял. Вот Рязанов лично как режиссер в конкурсе не участвует, равно как и Юлий Гусман, чей «Парк советского периода» тоже попал в три номинации -- правда, не главные. Вопрос в том, а попали бы эти картины в число лучших, если бы не были снятыми главными на «Нике» людьми? И, упаси бог, я не подозреваю, что это было сделано по собственной воле или распоряжению Гусмана или Рязанова. Просто так устроено наше коллективное сознание...

Вообще академики «Ники» из года в год голосуют по принципу -- заслуженный заслуживает, отдавая свои голоса наиболее нашумевшим произведениям и наиболее известным авторам.

С 2002 года «Ника» вручает приз за лучший фильм стран СНГ и Балтии -- выбор благородный, но не практичный. Эти фильмы не идут в прокате, о них не пишут, а перспективы содружества все более туманны. Эффект вовсе не тот, как при приглашении в партнеры телевидения (такая попытка тоже делалась, в прошлом году, например, наградили «В круге первом», но в этом академики за такую номинацию не голосовали).

Как всегда, на периферии общественного и академического сознания анимация и документальное кино. Хотя в анимации конкурс очень сильный -- там уже получившая профессиональное признание «Моя любовь» Александра Петрова, нашего оскаровского лауреата, очень симпатичная «Жихарка» Олега Ужинова -- отличный пример нового детского кино, и цикл «Колыбельные мира» Елизаветы Скворцовой, чудесный и очень стильный визуальный вариант народных песен: русской, еврейской, французской, чукотской и пр. Скорее всего академики проголосовали за Петрова, хотя по мне уж лучше бы поддержали Скворцову -- она еще совсем молодой режиссер и уже очень хороший...

В документальном конкурсе у меня приоритетов нет. Из двух фильмов Евгения Цимбала в номинацию попал «Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи» (тут от одного названия скулы сводит), а мне казался куда более интересным его другой фильм «Красный Сион» -- о попытке построить первое еврейское государство в Крыму. «Арбатский романс» Владислава Виноградова -- большой фильм об Окуджаве, где звучат его песни, в том числе и в исполнении его друзей, наверняка тронул сердца большинства академиков, если они его видели на канале «Культура», и как не растрогаться, когда на словах «поверьте, эта дама из моего ребра» показывают лицо вдовы поэта на его похоронах.. Однако мне этот фильм не показался интересным: возможно так не волнуют воспоминания о чужой юности. «Лиза» Павла Фаттахутдинова -- единственная картина не телевизионного формата, простая история девочки, которая живет одна с тяжелобольными бабушкой и дедушкой в ужасном городе, пораженном экологической катастрофой, на что-то надеется, жизни радуется. Но все-таки обидно, что академия прошла мимо наиболее ярких событий года, таких, как «Свято» Косаковского или «Яптик-Хэсе» Бартенева...

Но как бы ни сложился премиальный расклад этого года, церемония будет привлекать не этим. Эльдару Рязанову в любом случае обеспечен триумф, и слезы, и любовь. Ему вручат премию в номинации «Честь и достоинство», а если вручать статуэтку выйдет новый президент «Ники» Алексей Баталов, тут уже никто не сможет удержаться от слез умиления... Федор Хитрук получит специальный приз совета академии «За выдающийся вклад в российский кинематограф». Громадный зал Театра Армии будет заполнен до предела -- тут уж умелый шоумен Юлий Гусман постарается.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино