Помимо Дагестана выборы 11 марта этого года оказались весьма запутанными еще в одной северокавказской республике. В этот день избиратели должны были решить судьбу муниципальных органов власти в двух главных городах Карачаево-Черкесии. Но не решили. Выборы в столичном Черкесске были вовсе отменены в связи с многочисленными нарушениями и элементарным отсутствием карты избирательных округов. Выборы мэра и городской Думы во втором по величине городе республики Карачаевске состоялись, но были признаны недействительными. Это возмутило сторонников одного из кандидатов в мэры, предпринимателя Магомеда Боташева, которые уже пригрозили массовыми акциями протеста.
О ситуации в Черкесске, фактически оставшемся без легитимной муниципальной власти, газета «Время новостей» подробно писала
(см. номер от 2 марта). Но теперь эпицентр политического кризиса в Карачаево-Черкесии, вызванного противостоянием администрации президента Мустафы Батдыева и проигравшего ему президентские выборы 2003 года председателя Верховного суда республики Ислама Бурлакова, вновь сместился в Карачаевск.
Городская избирательная комиссия всю прошлую неделю не могла собраться с духом и объявить итоги голосования. К концу недели стали поступать взаимоисключающие сообщения: по одним данным, с отрывом в 480 голосов гонку за пост мэра выиграл Магомед Боташев, по другим, мэром остался действующий градоначальник Сапар Лайпанов. Параллельно республиканский избирком объявил о многочисленных жалобах избирателей и наблюдателей на беспрецедентные нарушения в ходе голосования. И даже о фактах нападений на избирательные участки, во время которых нападавшие били милиционеров, крушили урны, с уцелевших срывали пломбы и в массовом порядке вбрасывали бюллетени. Карачаевская избирательная комиссия робко опровергла новости о погромах на участках, но республиканский избирком в среду подтвердил факт возбуждения семи уголовных дел по фактам нарушений. По словам заместителя главы республиканского избиркома Ажмагомеда Катаганова, выборы мэра и Думы Карачаевска оказались сорваны на семи участках, на которых голосовало более 56% пришедших к урнам избирателей.
Сторонники Магомеда Боташева считают, что выборы отменены специально, чтобы лишить честной победы оппозиционного предпринимателя и сохранить пост мэра Карачаевска за Сапаром Лайпановым -- человеком команды президента Батдыева. Сапар Лайпанов женат на тете бывшего зятя г-на Батдыева, влиятельного в республике бизнесмена Алия Каитова, который в декабре прошлого года был вместе с несколькими сообщниками осужден к 17 годам лишения свободы по обвинению в убийстве семерых молодых карачаевцев. Эта трагедия осенью 2004 года привела к мятежу в Черкесске -- двум штурмам резиденции Мустафы Батдыева возмущенными родственниками погибших. Родственников во время волнений 2004 года поддержали некоторые оппозиционные политические деятели, которые в основном группируются вокруг верховного судьи Ислама Бурлакова.
Этот многолетний конфликт, в который вовлечены две основные ветви власти региона, расколол надвое карачаевскую элиту: и президент, и судья -- этнические карачаевцы, русские и черкесы в противостояние не вовлечены. Тем не менее оно уже привело к политическому пату в муниципалитете Черкесска. Ситуация же в Карачаевске может способствовать возобновлению массовых волнений. Оппозиционеры, поддерживающие Магомеда Боташева, уже объявили о намерении провести массовую акцию протеста под окнами резиденции президента республики. Акция была запланирована на завтра, но организаторам митинга отказали под тем предлогом, что на то же время по указанному адресу запланирован детский праздник.
Характерно, что в Карачаевском районе аналогичная ситуация сложилась на выборах главы муниципалитета в декабре 2005 года. Оппозиция до сих пор утверждает, что выборы главы района выиграл ее кандидат -- член республиканского парламента и представитель одного из видных и древних карачаевских родов Ислам Крымшамхалов. Однако район по-прежнему возглавляет Эльдар Салпагаров. Г-н Салпагаров женат на дочери вице-премьера республики Бориса Гочияева, который в свою очередь приходится братом жене главы президентской администрации Мурата Каракетова. Это дает оппозиционерам основание утверждать, что пост главы района сохраняется за г-ном Салпагаровым не столько благодаря его победе на выборах, сколько из-за семейного положения.
Сапара Лайпанова семейное положение не спасло: временно исполнение обязанностей мэра Карачаевска возложено на одного из его заместителей Алика Кипкеева, также, впрочем, считающегося надежным членом президентской команды. Но сторонники Сапара Лайпанова уверены, что он в ближайшее время выйдет на работу.
Контроль над Карачаевским районом и его центром очень важен для руководства Карачаево-Черкесии, поскольку именно здесь находится курортное достояние региона -- Домбай, Архыз и Теберда, развитие которых в перспективе должно принести немалую пользу республике и уже сейчас, по-видимому, способствует процветанию ее руководства. Однако Карачаевский район известен и как зона активности исламских фундаменталистов. Именно в Карачаевске в начале 90-х годов была создана первая «неофициальная» мечеть, имамом которой, по одной из версий, некоторое время был легендарный Ачимез Гочияев, причастный к взрыву домов в Москве осенью 1999 года и возглавляющий ныне фундаменталистское подполье в республике. Руководство МВД Карачаево-Черкесии в начале этого года публично подтвердило, что Гочияев жив и дееспособен.
Участники конфликта вокруг выборов в карачаевский муниципалитет, как и основные противоборствующие стороны -- администрация Мустафы Батдыева и оппозиция, сплоченная вокруг верховного судьи Ислама Бурлакова, всегда были не прочь обиняком обвинить друг друга в связях с исламскими фундаменталистами. Остается надеяться, что пломбы с урн 11 марта срывали не воины джихада.
Накануне выборов 11 марта конфликт в Карачаево-Черкесии вошел в фазу неустойчивого равновесия, связанного с истощением ресурсов противоборствующих сторон. Но отмена выборов в Карачаевске вполне способна подлить масла в слабеющее пламя, даже если запланированный на завтра детский праздник в Черкесске состоится, а число участников манифестаций протеста не превысит, как до сих пор, пары сотен человек. Сторонники Магомеда Боташева объявили о своем намерении добиваться справедливости законными методами и обжаловать в суд решение республиканского избиркома об отмене выборов.
Получается, что исход конфликта в Карачаевске будет зависеть в основном от результатов следствия по уголовным делам о нападениях на участки: проиграет та сторона, которую уличат в организации беспорядков. Но следствие может обернуться сплошным курьезом: прокуратура в КЧР в целом лояльна президенту, а Верховный суд, как уже упоминалось, возглавляет его злейший противник.