«Евразийское движение» Александра Дугина планирует провести 8 апреля в Москве «Имперский марш». Об этом заявили члены оргкомитета акции, куда вошли "Евразийский союз молодежи", телеведущий "Первого канала" Михаил Леонтьев, писатели Александр Проханов и Максим Калашников, "Национал-большевистский фронт", украинская партия «Русский блок» и "Конфедерация труда Украины".
Сам Александр Дугин объяснил корреспонденту «Времени новостей» цели и задачи «Имперского марша» так: «У людей, особенно у евразийцев, после зимы накапливается очень много пассионарной энергии, адреналина. Кроме того, большинство евразийцев соблюдает пост, соответственно есть традиция праздновать Пасху. Мы думали, как ее отметить, и решили сделать это так, чтобы выплеснуть чувства -- провести «Имперский марш». Это психологическое объяснение. Есть еще и политический момент. Отличное слово «марш» узурпировано в последнее время негодяями в лице неонацистов, проводивших
«Русский марш», и организаторов
«Марша несогласных», которые работают пятой колонной Вашингтона. Мы хотим вернуть слову «марш» достоинство. Марш -- это не против, а за. А
империя для нас является той безусловной позитивной ценностью, которая объединяет и правых, и левых. У империи всегда есть внешний враг, а внутри нее самые разные народы должны объединяться. Поэтому империя -- это лучший способ борьбы с ксенофобией, расизмом и шовинизмом».
Оппозиционная коалиция «Другая Россия», в свою очередь, собирается провести «Марш несогласных» 24 марта в Нижнем Новгороде и 14 апреля в Москве. Организаторы «Имперского марша» утверждают, что для борьбы с «оранжистами» смогут вывести на Тверскую улицу полторы тысячи человек. Лидер Национал-большевистской партии, один из идеологов «Другой России» Эдуард Лимонов в беседе с корреспондентом «Времени новостей» выразил сомнение в том, что акция их политических оппонентов будет иметь успех: «Мне все равно, что делают эти политические карлики. Пускай они соберут хотя бы 50 человек для того, чтобы что-то заявлять».
Тем временем «Марш несогласных» сталкивается со все более очевидным противодействием властей.
Первый марш был проведен в Москве в декабре прошлого года,
второй -- в Санкт-Петербурге в начале марта этого года. Каждый раз городские власти не давали разрешения на проведение акции, и она проходила несанкционированно, что порождало столкновения с милицией. В северной столице, к примеру, было задержано около 100 человек. Похоже, на этот раз местные правоохранительные органы решили вообще не дожидаться дня марша. Нижегородская прокуратура уже сейчас собирает данные об организаторах мероприятия. 19 марта для дачи объяснений об организации марша был вызван в прокуратуру член НБП Евгений Прилепин. Также следователи выразили желание поговорить об освещении марша с редактором газеты «Коммерсант -- Нижний Новгород" Татьяной Красильниковой. А вчера милиция изъяла тираж агитационной газеты, подготовленной к «Маршу несогласных».
Сегодня в Тверском районном суде Москвы состоится первое заседание по иску организаторов декабрьского «Марша несогласных» к правительству города -- истцы считают, что решение городских властей о запрете демонстрации было неправомерным.
В последнее время марши приобретают в России все большую популярность. Романтический ореол и славу подобным акциям придает именно запрет властей. Череду маршей открыл весной прошлого года запрещенный московскими властями гей-парад. Затем 4 ноября, в День народного единства, националистические силы провели в Москве и Санкт-Петербурге «Русский марш», также несанкционированный. Позже в дело включились борцы с режимом из «Другой России», и вот теперь им в пику выступают "империалисты". Дадут ли московские власти разрешение на «Имперский марш», пока неизвестно. В целом «Евразийское движение» трудно назвать притесняемым: его лидеры постоянно выступают в телевизионных дебатах, не испытывая недостатка в экранном времени. Так что, возможно, «Имперскому маршу» повезет больше, чем его конкурентам.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов убежден, что власть опасается маршей оппозиции. «Власть, с одной стороны, выглядит стабильной: все избиратели разобраны по партиям, которые сделаны в одном сборочном цехе одной командой сборщиков, -- сказал г-н Коновалов корреспонденту «Времени новостей». -- Золотовалютные резервы даже больше, чем можно себе представить, стабилизационный фонд очень велик. Казалось бы, бояться нечего. На самом деле есть чего. Уровень доверия Путину сомнения не вызывает: доверяют ему безоговорочно. Но задайте россиянам вопрос, доверяете ли вы правительству, парламенту, армии, местным органам власти, и окажется, что в России нет ни одного института, уровень доверия которому превышал бы 3--4%. Это приводит к ситуации, когда уход Путина, который по крайней мере сильно декларируется, означает политический вакуум. Кому доверять и кто подхватит власть? Поэтому власть и опасается, что вся эта вертикаль может рухнуть. В такой ситуации лучше, чтобы маршей не было. Или были, но такие, которые бы угрозы для власти не представляли, а, наоборот, соревновались бы в любви к ней».