Кампания по борьбе с «серыми» зарплатами, похоже, начинает приносить успехи. Или россияне просто боятся говорить правду. Как бы там ни было, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), две трети работающих россиян уверяют, что получают всю зарплату официально, безо всяких «конвертных» выплат. Выяснилось, что «белую» зарплату чаще получают люди с высшим образованием, но с весьма средними доходами. Столичные жители с доходами выше среднего чаще других работают на «конвертной» зарплате. Иными словами, если считать по объему теневых зарплат в их общем объеме, а не по доле получающих «конвертные» выплаты, говорить о больших успехах в деле "обеления" доходов россиян преждевременно.
Как показал всероссийский опрос ВЦИОМ, в ходе которого было опрошено более полутора тысяч человек в 153 населенных пунктах, две трети ныне работающих россиян (68%) указывают, что получают всю зарплату официально. Признались, что их зарплата «серая», всего 13% опрошенных. И лишь у 4% респондентов -- тут едва ли можно сомневаться в их честности -- вся зарплата неофициальная. Еще 15% ушли от ответа на вопрос.
Среди опрошенных с высшим и незаконченным высшим, а также со средним специальным образованием порядка 70% получают «белые» зарплаты. Среди респондентов с образованием ниже среднего или средним доля таких ответов меньше -- около 60%. Любопытно, что опрошенные с образованием ниже среднего чаще других затруднялись дать ответ на вопрос, официальная ли у них зарплата. Видимо, не усматривая никакой разницы между получением зарплаты по ведомости и простой передачей ее из рук в руки.
По данным ВЦИОМ, россияне с доходами на члена семьи от полутора до трех тысяч рублей в месяц говорят, что у них «белая» зарплата, чаще (80%), чем опрошенные с более высокими (69--73%) и более низкими доходами (63%). Признают, что у них «серая» зарплата, 5--7% опрошенных с доходами до трех тысяч рублей на члена семьи. Люди, чей доход составляет от пяти тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи, в 19% случаев, по их словам, получают «серую» зарплату. Так что «беловоротничковые» «конвертные» заработки, судя по всему, пока процветают.
В провинции, что нетрудно было предугадать и без опроса, работодатели практикуют меньше «конвертных» схем. Связано это скорее всего с двумя факторами: значительно более низкими зарплатами и более высоким авторитетом проверяющих. В маленьких городах, где каждый знает другого в лицо, гораздо труднее скрывать реальные объемы своей деятельности от налогового инспектора. Если же речь идет о крупном предприятии, работающем в регионе, то оно находится под значительно большим прицелом налоговиков, местной администрации и правоохранительных органов.
В столице и крупных городах претензии налоговиков анонимны, судиться с ними от крупных компаний приходят адвокаты, а новые схемы ухода от налогов постоянно придумывают консультанты. Все это и приводит к тому, что в Москве и Санкт-Петербурге, согласно опросу, лишь у половины жителей вся зарплата официальная, тогда как в других городах и селах -- у большинства. Указывают, что получают «серую» зарплату, треть столичных жителей и значительно меньше (8--17%) респондентов из других населенных пунктов.
В выводе зарплат из тени некоторую роль сыграли, видимо, проводимые в последние два года неформальные «беседы» налоговиков с налогоплательщиками. Много обращений стало поступать на специальные «жалобные» телефоны, которые начали работать и в налоговых инспекциях и отделениях Пенсионного фонда. Наибольшее количество жалоб на «конвертные» заработки, как уверяют сотрудники налоговой службы, поступает от тех работников, которые из-за «серых» зарплат столкнулись с отказом в кредите. А также от тех граждан, кто стремится получить налоговые вычеты при покупке жилья.