Время новостей
     N°227, 10 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.12.2001
МАП против ГАЗа
Автодилеры просят выяснить причины снижения выпуска «Волг»
Нижегородское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (НТУ МАП) проводит расследование причин снижения Горьковским автозаводом (ГАЗ) выпуска легковых автомобилей. Дело было возбуждено по инициативе ряда дилеров предприятия, пожаловавшихся на нехватку «Волг». Однако реально борьба идет за право влиять на сбытовую политику ГАЗа. Дилеры недовольны тем, что пришедший на завод «Сибал» постепенно оттеснил их от системы дистрибуции автомобилей в России.

Как рассказал газете «Время новостей» первый заместитель руководителя НТУ МАП Валерий Анкудинов, дело в отношении ГАЗа было возбуждено в конце ноября. Вмешательство своего ведомства в спор между дилерами и автозаводом г-н Анкудинов объяснил тем, что ГАЗ по классификации МАП является монополистом в секторе отечественного производства представительских автомобилей, занимая более 60% рынка. Поэтому автозавод подпадает под действие закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Валерий Анкудинов отказался сообщить, кто из дилеров пожаловался на ГАЗ, сказав лишь, что заявлений было несколько и в НТУ они начали поступать еще летом. Если претензии дилеров окажутся справедливыми, говорит г-н Анкудинов, МАП предпишет автозаводу вернуться к прошлогоднему объему выпуска «Волг».

Проблема сокращения производства легковых автомобилей на ГАЗе действительно есть. В нынешнем году предприятие снизило выпуск «Волг» на 31%. Советник гендиректора автозавода Максим Ремчуков объясняет такой шаг рядом факторов: убыточность производства легковых машин, наличие больших складских запасов автомобилей, не реализованных год назад, переход ГАЗа на оплату продукции и услуг только «живыми» деньгами и перестройка системы сбыта. Именно последний шаг и не устраивает дилеров. С начала года ГАЗ занялся созданием собственной складской сети в регионах. Сейчас с 22 складов, принадлежащих компании «РусавтоГАЗ» («дочка» автозавода), региональные дилеры получают продукцию ГАЗа. Таким образом, по словам г-на Ремчукова, ГАЗ добился того, что три четверти его продукции продается теперь в регионах, -- год назад эта цифра не превышала 20%.

Инициатива ГАЗа ударила по бизнесу его нижегородских дилеров. Как говорит Вадим Дегтярук, гендиректор компании «Центр-ГАЗ», являющейся официальным дилером автозавода, товаропроводящая структура стала намного более громоздкой, что приводит к систематической нехватке автомобилей у дилеров. «ГАЗ в месяц выпускает 17--20 тыс. автомобилей различных марок, и их очень тяжело «размазать» на всю страну, -- заявляет г-н Дегтярук. -- К тому же люди все равно едут за машинами в Нижний Новгород, но мы не можем удовлетворить их спрос. Руководство ГАЗа стремится отпускать местным дилерам ровно столько автомобилей, сколько ставится в области на учет в ГИБДД». Резюме Дегтярука таково: распределять автомобили по стране должны дилеры.

Как говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Андрей Кормилицын, больший контроль ГАЗа за сбытом своих автомобилей оправдан. Правда, Максим Ремчуков считает, что впоследствии количество складов будет сокращено до 15 и постепенно их будут передавать дилерам.

Кстати, аналогичные претензии МАП может предъявить и Ульяновскому автозаводу, который в нынешнем году снизил объем производства на 18,5%. Представитель пресс-службы УАЗа Игорь Крупенников заявил газете «Время новостей», что ситуация, в которую попал ГАЗ, «неоднозначная». «Как МАП может обязать производителя выпускать товар, если это делать невыгодно?» -- недоумевает Крупенников.

Дмитрий СИМАКОВ