|
|
N°48, 21 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Денежный тупик
Северокорейский реактор заглушат не раньше осени
В Пекине вчера должна была состояться встреча глав делегаций на шестисторонних переговорах по ядерной проблеме КНДР с участием двух Корей, Китая, России, США и Японии. Однако глава северокорейской делегации Ким Ге Гван, не вдаваясь в публичные разъяснения, просто не явился в зал заседаний. Его японский коллега Кенъитиро Сасаэ поведал прессе: «Председательствующий на переговорах Китай сообщил, что КНДР не примет в них участия, пока не убедится в том, что ее средства переведены из банка «Дельта Азия» на ее счет в Пекине». Поясним, что речь идет о 25 млн долл., замороженных по требованию США. «Китай призвал КНДР сесть за стол переговоров, но она этого не сделала», -- добавил г-н Сасаэ, дав повод для слухов о выходе Пхеньяна из переговорного процесса.
Глава делегации России Александр Лосюков пояснил, что сведения об отказе Пхеньяна от участия в переговорах «не соответствуют действительности». По словам российского дипломата, процесс «находится во временном тупике», однако делегация КНДР не покидала переговоров и ведет в кулуарах консультации с другими делегациями, в том числе с российской. Как «честный посредник» Россия старается восполнить недостаток доверия на переговорах. Но их дальнейший ход, отметил г-н Лосюков, «зависит от США» -- они «не выполнили своих обязательств в срок», а «теперь говорят об обязательствах КНДР».
Делегация КНДР рассказала российским представителям, что «не хочет продолжать переговоры по существу» до тех пор, пока деньги, замороженные по настоянию США в сентябре 2005 года в банке китайского Макао, не будут переведены в Банк Китая на счет северокорейского Внешторгбанка. По словам г-на Лосюкова, «загвоздка в том, что США эти счета разморозили, но деньги не переведены -- соответственно откладывается и замораживание северокорейских ядерных объектов». О разрешении проблемы счетов позавчера, в первый день переговоров, заявили минфин США и глава американской делегации Кристофер Хилл.
Александр Лосюков не исключил, что сегодня при «счастливом развитии событий» удастся завершить раунд обсуждением выполнения договоренностей от 13 февраля. Тогда КНДР согласилась за 60 дней под наблюдением МАГАТЭ заглушить реактор в Енбене в обмен на энергетическую помощь. Г-н Лосюков предложил продолжить работу на уровне экспертов по экономическому содействию КНДР и ядерному разоружению. Они могли бы прояснить детали сотрудничества КНДР с МАГАТЭ по Енбену и другим объектам. Хилл ограничился туманной фразой о необходимости «пройти через все вехи 60-дневного процесса».
Северокорейцы сообщили россиянам, что до нормализации отношений с США не намерены возвращаться в МАГАТЭ и в Договор о нераспространении ядерного оружия. Это осложнит возможности мониторинга МАГАТЭ, так как обычно агентство работает лишь со своими членами. По оценке Александра Лосюкова, «все это можно разрулить, но разговора по существу пока не выходит». Приостановка реактора и обещанное американцами снятие с КНДР торговых санкций вкупе с исключением ее из списка стран -- спонсоров терроризма возможны, полагает российский дипломат, «если активно работать», лишь к осени этого года. Иными словами, за 60 дней выполнить договоренности не удастся.
«Северокорейцы очень не хотят оказаться в глупом положении, когда, согласившись на переговоры, они услышат, что их деньги либо позабыли вернуть, либо что средства вновь стали «незаконными», -- сказал «Времени новостей» старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. Наш собеседник предположил, что «опытного дипломата Хилла могли подставить «ястребы» из минфина США». Вместе с тем возникшую конфликтную ситуацию на шестисторонних переговорах не стоит драматизировать, поскольку «их нынешний раунд изначально планировался как технический».
Александр САМОХОТКИН