|
|
N°226, 07 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Любовь за деньги
Вчера открылась ярмарка «Арт-Манеж-2001»
«Арт-Манеж» -- самая большая художественная ярмарка России. Демократичность ее вкусов -- кошмар для критики и залог успеха у публики. Второй год на «Арт-Манеже» царят демонстративное пренебрежение концепциями и тенденциями и откровенно коммерческий характер. Тем не менее публика традиционно воспринимает ярмарку как огромную выставку. В этом году в «Арт-Манеже» участвуют 83 галереи -- от самых «продвинутых» (таких, как «Риджина» и «Улица ОГИ») до традиционных салонных; которые представляют художников известных (Татьяна Маврина, Дмитрий Краснопевцев, Наталья Нестерова, Александр Косолапов, Семен Файбисович, Валерий Кошляков), малоизвестных и неизвестных вовсе. Утомленные искусством посетители и покупатели будут иметь возможность перекусить в комнате отдыха, оформленной Александром Бродским и «ОГИ», ознакомиться с программой «Искусство в интерьере» и даже заказать индивидуальный тур с экспертом.
Открытие ярмарки всякий раз становится поводом для спекуляций о неудовлетворительном состоянии художественного рынка и нехватке в отечестве практически всего -- художников, галерей и, конечно, денег. Между тем на сей раз -- впервые за многие годы -- заявок на участие в ярмарке было подано почти в два раза больше, чем позволяют без преувеличения огромные пространства самого большого выставочного зала Москвы. Это безусловное свидетельство коммерческого и информационного успеха прошлогодней ярмарки. В результате у организаторов появилась возможность предложить галереям новые, более жесткие, чем прежде, условия конкурсной игры. Хаос сплошной развески остался в прошлом. Галереям предложили выставить по одному художнику, и пространство ярмарки выглядит теперь непривычно ясным, комфортным для обозрения и уважительным по отношению к художнику и зрителю. С членом оргкомитета ярмарки, владельцем галереи «Риджина» Владимиром ОВЧАРЕНКО беседует Фаина БАЛАХОВСКАЯ.
-- Вы регулярно участвуете в художественных ярмарках за границей. Отличается ли от них «Арт-Манеж»?
-- Ярмарки на Западе существуют не один десяток лет и имеют широкий круг клиентов. Это позволяет им выбирать ту или иную стратегию, ориентироваться на вкусы своей публики. Кроме таких ярмарок, как Берлинская, у которой есть серьезная финансовая поддержка, позволяющая выдерживать единый стиль, остальные представляют самое разнообразное искусство.
-- Насколько выгодно галерее участвовать в ярмарке?
-- Не было бы выгодно -- не участвовали бы. В прошлом году я делал большую программу, и если бы у кого-то что-то не получилось, думаю, в первую очередь с претензиями подошли бы ко мне. Раз никто не подходил, значит, все были довольны. Бизнес всегда прагматичен. Если я могу вернуть затраты и получить прибыль, я участвую в ярмарке. Думаю, что другие галереи работают так же. Если в этом году много желающих, значит, люди рассчитывают заработать.
-- А кто и по каким критериям отбирал галереи?
-- Отбирали все вместе -- по качеству и профессионализму. Я думаю, что даже слабым претендентам было бы полезно участвовать в ярмарке, это помогло бы им подтянуться, что-то понять, но площади не хватает и приходится выбирать.
-- Для чего «Арт-Манеж» и вы лично занимаетесь школой арт-дилеров?
-- Мы все заинтересованы в появлении новых людей, которые приведут покупателей, или деньги, или новый общественный интерес. Мы надеемся, что молодые дилеры зададут хороший тон. И в следующем году кто-то из них, может быть, будет участвовать в ярмарке самостоятельно.
-- Смогут ли что-то продать ваши студенты и на каких условиях они работают?
-- Мы будем им помогать. Помогли уже договориться с художниками -- известными, имеющими на рынке стабильные цены. А условия -- это коммерческая тайна.
-- Какой художник на выставке самый дорогой. Вообще, каков разброс цен на ярмарке?
-- Трудно сказать. Думаю, что самые дорогие здесь картины Семена Файбисовича. А вообще цены на любой кошелек. От десятков тысяч долларов до самых минимальных -- за графику, цветочки там разные.
-- Зачем вы вошли в прошлом году в оргкомитет «Арт-Манежа»? Вы могли бы участвовать просто как хозяин галереи. Что, кроме дополнительных хлопот и проблем с коллегами, лично вам дает эта работа?
-- Не знаю. Наверное, развитие рынка -- наш общий интерес. Чувствуется недостаток больших проектов -- музейных или кураторских. Москва существует на голодном пайке. Ярмарка -- это хороший повод для публики прийти, увидеть и купить то, что понравилось. Здесь предоставляется самый широкий выбор. То, что можно принести в квартиру, в офис, подарить кому-то, начать коллекционировать. Мне кажется, что сейчас время не шокировать и удивлять, а вступать в диалог с публикой.
-- Существует ли конкуренция между ярмарками?
-- Это надуманная проблема. Ярмарок может быть гораздо больше, и никому это не повредит.
Беседовала Фаина БАЛАХОВСКАЯ