|
|
N°226, 07 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бунтари успокаиваются
Фестиваль «Догмы» в Москве
В минувшую среду в новом кинозале Центрального Дома литераторов открылся фестиваль «АиФ -- Другое кино. Новая Догма». С пятницы по понедельник москвичи смогут увидеть четыре фильма, снятых по заветам киноманифеста «Догма-95»: «Итальянский для начинающих» Лоне Шерфиг, «Король жив» Кристиана Левринга, «Человек-невидимка» Аке Сандгрена и «Увеселительная поездка» Моны Хоэл (первые три фильма сделаны датчанами, а последний -- режиссером из Норвегии). Эти картины свидетельствуют о том, что аскетические правила, выдвинутые основателем движения Ларсом фон Триером, оказались далеко не такими догматичными, как могло показаться на первый взгляд. Ручная камера, естественное освещение, единство времени и действия по-прежнему являются обязательными условиями для догматиков, но вот запрет на жанровое кино успешно отменен. «Итальянский для начинающих» -- это романтическая комедия о жителях датского захолустья, преодолевающих свое одиночество на уроках итальянского языка. «Человек-невидимка» представляет собой фантастическую притчу о человеке, порожденном фантазией маленькой девочки и нежданно-негаданно обретшем плоть. «Увеселительную поездку» можно назвать подростковым триллером, а «Король жив» даже окрестили интеллектуальным фильмом ужасов.
«Догма» размывается, и это идет ей только на пользу. Радикальные «Идиоты» фон Триера и «Торжество» Томаса Винтерберга вошли в историю кино, но повторению и воспроизводству не подлежат. Из авангардного манифеста «Догма» превратилась в привлекательный лейбл для продюсеров, которым понравилось делать фильмы за копейки, а потом получать ворох приглашений на международные кинофестивали. Даже удивительно, что пока во всем мире снято лишь чуть более двух десятков «догматических» фильмов. Шедевров среди них единицы: все те же «Идиоты» с «Торжеством», да, пожалуй, «Осленок Джулиен» американца Хармони Корина. Но неплохих фильмов на удивление много. Именно с этим новым «мэйнстримом» и есть шанс познакомиться на мини-фестивале «Догмы» в Москве.
Гостями фестиваля стали датчане Лоне Шерфиг и Андрес Томас Йенсен. Шерфиг прославилась в этом году на Берлинском фестивале, получив за «Итальянский...» «Серебряного медведя», а Йенсен приобрел известность как сценарист «догматических» фильмов «Король жив» и «Последняя песнь Мифуне», а также боевика с элементами черного юмора «В Китае едят собак» (в России вышел на видео под названием «Быстрые стволы»). На вчерашней пресс-конференции гости вежливо отвечали на вопросы журналистов о «Догме», но в разговорах с вашим обозревателем дали понять, что триеровский «обет целомудрия» их уже порядком достал и пришло время снимать «настоящее кино» -- широкоэкранное, на кодаковской пленке, с гримом, костюмами, декорациями, закадровой музыкой и эффектным освещением. В совместных планах Шерфиг и Йенсена как раз такое кино -- драма о судьбе двух братьев «Вилбур хочет убить себя». По словам Йенсена, это будет самая настоящая «Анти-Догма».
Интервью с Лоне Шерфиг и Андресом Томасом Йенсеном читайте в нашей газете в понедельник.
Алексей МЕДВЕДЕВ