|
|
N°135, 28 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сдавайте валюту
Регионы-доноры жалеют о своем богатстве
Богатые тоже плачут. На открывшем новую сессию заседании сената руководители регионов-доноров всячески жаловались на свою нелегкую долю. С их точки зрения, проект бюджета-2001 совершенно не стимулирует развитие экономики в регионах России. Наоборот, в преимущественном положении оказываются наиболее зависимые от федеральных денег территории. Для их должного обеспечения создан специальный Фонд развития территорий, куда более успешные регионы будут отдавать часть своих доходов.
Обсуждение бюджетных новаций было главной темой вчерашнего заседания. Даже рассказ Германа Грефа о программе развития страны до 2010 года свелся к спору о приоритетах бюджета. Бедные сидели и помалкивали. Богатые же в осуждении бюджета были единодушны -- независимо от политической ориентации. Практически одними и теми же словами характеризовали перераспределение налогов либеральный глава Новгородской области Михаил Прусак, один из духовных лидеров НПСР краснодарский "батька" Николай Кондратенко и всегда лояльный любой власти глава Хабаровского края Виктор Ишаев.
Бюджет-2001, по словам Виктора Ишаева, -- это "бюджет федеральных министерств и ведомств, а не бюджет России". Герман Греф вынужден был согласиться, что консолидированного бюджета России "у нас просто нет".
После того как Герман Греф объяснил, что правительству необходимо консолидировать деньги, чтобы иметь возможность выполнить обязательства перед обороной, провести экономические реформы и заткнуть наиболее "горящие экономические дыры", г-н Ишаев с удовлетворением констатировал, что бедные регионы рано радуются -- им в этом раскладе денег все равно не хватит.
А Михаил Прусак возмущался тем, что правительство попросту "кинуло"губернаторов. "Когда мы принимали вторую часть Налогового кодекса, нам обещали сохранить распределение налогов в пропорции 50 на 50, -- заявил новгородский губернатор, -- теперь же нам говорят, что бюджет верстается, исходя из нового кодекса, за который мы же и проголосовали. А про свои обещания правительство попросту забыло".
В кулуарах губернаторы посмеивались над теми, кто в период вольницы вывел региональные доходы из тени и, добиваясь большей самостоятельности, начал показывать в бюджете все доходы. Понятно, что регионов-доноров при нынешних бюджетных принципах станет куда меньше. По некоторым прогнозам, 5--6 территорий, доходы которых таковы, что их невозможно спрятать от государства.
Честным придется плохо. В последние годы за счет местных льгот ряду областей удалось привлечь иностранных инвесторов. По мнению Михаила Прусака, теперь новые проекты будут заморожены, да и развитие старых приостановится.
Черту под дискуссией подвел Егор Строев, предложивший регионам-донорам "воздержаться от категоричных суждений".
Бедные же в обмен на поддержку бюджета намерены, как это было до 1996 года, просить побольше трансфертов. Сенат решил обратиться в Государственную думу для создания специальной комиссии по доработке бюджета. Регионы будут добиваться увеличения расходов по разделам "Национальная оборона" и "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" до 5,1% от валового внутреннего продукта.
Это, так сказать, для государства.Для себя же сенаторы хотят просить правительство увеличить расходы по разделу "Государственное управление и местное самоуправление" почти на два млрд рублей.
Чтобы согласовать эти вопросы сенаторы решили до второго чтения бюджета в Государственной Думе создать специальную комиссию. За комиссию проголосовало 95 сенаторов, еще два воздержались. Против никто не выступил -- восемьдесят сенаторов сочли дискуссии по бюджету в нынешней ситуации бессмысленными.
Их общую позицию выразил глава Чувашии Николай Федоров. "Этот бюджет, -- сказал г-н Федоров, -- поддерживает и воспроизводит иждивенческие настроения и разрушает механизмы, стимулирующие регионы зарабатывать собственными силами".
Безусловно, задача "воспроизводить иждивенческие настроения" в бюджете-2001 совсем не главная, однако, как показывает практика, командовать бедными куда легче, чем богатыми, а тем более умеющими зарабатывать деньги самостоятельно.
К числу регионов-доноров относятся субъекты федерации, не получающие трансферты из федерального бюджета. Если в 1997 году таких регионов было меньше десяти, то по состоянию на март 2000 года к числу регионов-доноров относилось 18 субъектов федерации: Москва и Московская область; Санкт-Петербург; республики: Татарстан, Башкирия, Коми; области: Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Пермская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Челябинская и Ярославская; Красноярский край; автономные округа: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.
Владимир ШПАК