|
|
N°47, 20 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Час пик на обочине
Англичанам могут разрешить ездить по-русски
Транспортные власти Великобритании всерьез задумались над небольшим изменением правил дорожного движения. Не исключено, что в будущем автолюбителям дадут чуть больше воли и разрешат в час пик ездить по обочинам автотрасс. Это, как считают чиновники, поможет разгрузить дороги страны и уменьшить количество пробок.
Прежде чем выдвинуть эту радикальную идею, британцы, как сообщается на сайте газеты «Дейли телеграф», провели эксперимент. Осенью прошлого года, в сентябре, для этих целей был выделен участок шоссе M42 в районе Бирмингема. Это одна из основных трасс в центральной части Англии, тянущаяся почти на 90 км с северо-востока на юго-запад. На экспериментальном участке были установлены видеокамеры, с помощью которых диспетчеры могли включать или выключать режим «движение по обочинам разрешено». При том выезд на эту полосу мог допускаться не только в часы пик, но и в тех случаях, когда столкнувшиеся автомобили перегораживали или сильно сужали шоссе.
Как пишет «Дейли телеграф», британское министерство транспорта сочло эксперимент удачным и настолько «воодушевлено» его результатами, что готово распространить это правило (точнее, исключение из правил) и на другие автотрассы. Против этого, естественно, выступают активисты разнообразных организаций, занимающихся вопросами безопасности на дорогах. Они, в частности, полагают, что фактическая ликвидация обочин приведет к тому, что службы спасения встанут в пробках, как обычные автомобилисты. Сейчас машины скорой помощи, пожарные и т.п. могут объезжать забитую трассу по боковым полосам, которые законопослушные британцы оставляют свободными.
Любопытно, что в нашей, не столь законопослушной стране «бирмингемский эксперимент» проводится уже много лет, правда, на общественных началах -- без какого-либо одобрения властей и уж, конечно, без видеокамер и диспетчерских служб. Любой человек, выезжавший, к примеру, из столицы нашей Родины в пятничный вечер, не раз наблюдал в действии ту самую езду по обочинам и разделительным полосам подмосковных шоссе. Отметим, что в своей вечной борьбе с пробками отечественный автолюбитель готов на все -- не только объехать трафик по обочине, но и забраться на тротуар и даже продраться сквозь придорожные кусты. В Британии все же на такой разгул транспортного либерализма пока не решились и вряд ли решатся: там если и позволят выезжать на обочины, то только на те, где есть твердое покрытие.
Глядя на то, как многотысячный поток автомобилей пытается втиснуться в узкие рамки дорог, даже наша ГИБДД еще в прошлом веке встала на позицию здравого смысла и смирилась с этим злостным нарушением правил дорожного движения. Более того, иногда гаишники закрывают глаза даже на тех нахалов, кто объезжает пятничную или воскресную пробку по встречной полосе. Впрочем, неизвестно, насколько этот неформальный договор между властью и народом помогает справляться с пробками: подобных исследований у нас не проводилось.
Единственное, о чем можно говорить с полной уверенностью, так это о том, что опасения британских активистов-общественников неизбежно оправдаются. Пробиться сквозь наши пробки, расширившиеся за счет обочин и разделительных полос, не могут ни пожарные, ни кареты скорой помощи. Впрочем, не исключено, что британцы смогут решить и эту проблему: либо с помощью тех же видеокамер и диспетчерских служб, либо за счет высокой сознательности граждан. Раз уж они там без разрешения и по обочинам не ездят, значит, смогут и машину оперативной службы вперед пропустить.
Михаил МАНСКОЙ