|
|
N°47, 20 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слово без дела
ФАС испугалась собственного антимонополизма
Попытки Федеральной антимонопольной службы как-то регулировать деятельность своего главного «клиента» -- «Газпрома» выглядят все более странно. Вчера Интерфакс со ссылкой на представителя ФАС сообщил о возбуждении административного производства по факту несогласованного приобретения Газпромбанком контрольного пакета акций «Сибнефтегаза», владеющего лицензией на Береговое газоконденсатное месторождение. Дело возбуждено в связи с тем, что ходатайство на заключение сделки не было подано в ФАС вовремя. Более того, когда оно поступило в антимонопольное ведомство, сделка уже была завершена, несмотря на отсутствие положительного решения. Впрочем, в пресс-службе ФАС «Времени новостей» отказались официально подтвердить, что производство действительно начато, и от каких бы то ни было комментариев воздержались. Пресс-служба Газпромбанка по традиции никак не реагирует на сообщения о ситуации вокруг покупки 51% акций «Сибнефтегаза».
Как известно, в сентябре 2005 года ФАС разрешила «Газпрому» получить от структур Фархада Ахмедова контрольный пакет акций «Нортгаза», запретив монополисту расширять газовый бизнес путем поглощения активов в России. Однако «Газпром» подал иск о неправомерности ограничений ФАС и к лету прошлого года выиграл его во всех трех инстанциях, после чего официально было объявлено о покупке Газпромбанком у «Итеры» 51% акций «Сибнефтегаза». Подконтрольное банку ООО «Статус» заплатило за пакет 131,5 млн долл. По закону антимонопольная служба должна была одобрить эту сделку до ее совершения, но ФАС уведомили уже после, и тогда она не предприняла никаких попыток развернуть сделку.
Впрочем, ФАС не имеет никаких рычагов воздействия на газового монополиста. «Газпром» регулярно де-факто выставляет ее на посмешище. Он покупает без спроса «Мосэнерго», успешно собирает газовые активы, с легкостью выигрывает большую часть судебных дел (не проиграв ни одного существенного) и демонстративно расширяет энергетическую монополию в смежные отрасли -- нефтяную, электроэнергетическую и теперь угольную.
Впрочем, с точки зрения развития нормальной экономической среды такое плачевное положение антимонопольного органа и нерабочее состояние закона о конкуренции вряд ли можно назвать приемлемым. Ведь другие рычаги управления «Газпромом», применяемые государством, заставляют опасаться, что однажды гигант станет полностью неподконтрольным.
Алексей ГРИВАЧ