Обострение противостояния между ветвями украинской власти вызывает опасение повторения «оранжевой революции» образца 2004 года. Тогда ожесточенное политическое соперничество удалось погасить мирными способами, в том числе благодаря усилиям тогдашнего спикера Верховной рады Владимира Литвина. Ныне он занимает пост вице-президента Национальной академии наук Украины и является лидером Народной партии. Своими прогнозами развития политической ситуации на Украине Владимир ЛИТВИН поделился с киевским корреспондентом «Времени новостей».-- Последствия противостояния 2004 года сохраняются и поныне. Почему украинские группы влияния не могут договориться, объединившись вокруг перспективной модели развития страны?-- Потому что у нас
не прекращается борьба за жирные куски государственной собственности. Олигархи не заботятся об инновациях, поскольку благодаря дармовому труду и монополизации конкретных отраслей и так имеют громадные прибыли. За годы независимости из страны вывезено около 50 млрд долл., что чревато закреплением за Украиной статуса периферийного государства. Наша политическая элита не может положить этому конец, поскольку большей частью демонстрирует традиции хуторянской политики -- она исходит не из государственных интересов, а из личных. Политическая мелкотравчатость -- сплетни, мелкие интриги -- одна из причин невыразительности украинского политического лица.
Ситуация осложнена двоевластием, которое порождено конституционной реформой 2004 года. Исполнительная власть расколота. Президент контролирует местные администрации, премьер -- правительство. Ни одна сторона не имеет достаточно полномочий, чтобы реализовать свою стратегию развития. При этом на реформы осталось не больше десяти лет. Нам нужно очень быстро бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте.
-- Какой политический сценарий развития Украины наиболее вероятен?-- Противостояние между президентом, парламентом и правительством с периодическими всплесками сохранится до президентских выборов 2009--2010 года. Победитель, получив убедительное большинство голосов, начнет пересмотр конституции. В переходных условиях нужен политик -- раньше это был президент, -- способный взять на себя персональную ответственность за происходящее в стране. Коллективная ответственность в таких условиях неэффективна. К сожалению, политическая реформа, которая вступила в силу в 2006 году и превратила Украину из президентской в парламентско-президентскую республику, может дать результат только при наличии однопартийной системы, которая бы скрепляла страну по образцу КПСС. Поскольку в демократических условиях это невозможно, то начнется борьба за усиление президентской власти.
-- Виктор Ющенко обещал добиться отмены конституционной реформы. Удастся ли ему возвратить прежние полномочия через конституционный суд?-- Рискую предположить, что судьи КС будут ориентироваться на политическую ситуацию. Сейчас команда президента проигрывает команде премьера -- и полномочия меньше, и политическая популярность в глазах народа упала из-за разочарования результатами деятельности «оранжевой» команды. Противостояние между президентом и премьером настолько велико, что КС вряд ли захочет стать последним арбитром в их споре.
-- Состоятся ли досрочные парламентские выборы?-- Это маловероятно. Лидеры «оранжевых» хотят ускорить политические процессы, создав новый формат власти через досрочные выборы Рады. Думаю, что акции протеста оппозиции этой весной ничего не дадут: протестный потенциал в том объеме, на какой рассчитывает оппозиция, не накопился. Испытанием для Украины будет конец 2007 года, поскольку удержать цену 130 долл. за тысячу кубометров газа правительству вряд ли удастся. Политическая стабильность в стране будет зависеть от того, сможет ли правительство подготовиться к грядущим сложным реалиям в ТЭК.
Политическое противостояние «оранжевых» и «синих» все больше поляризует страну. Им нужно искать компромисс. Однако компромисс в украинском исполнении означает, что одна сторона должна капитулировать в пользу другой. Попытки примириться остаются, но пока верх берут силы, которые не видят себя на ведущих ролях в новом политическом альянсе.
-- Оппозиционерка Юлия Тимошенко считает, что элиты путем компромисса примут новый вариант конституции, ликвидировав двоевластие, а затем объявят досрочные парламентские выборы. Насколько вероятен такой сценарий?-- Никто на это не пойдет. Упрощенный подход к пониманию сути основного закона приводит к тому, что Украина не может выйти на цивилизованный путь развития. У нас любой закон пишут под ту группу и тот интерес, который доминирует в данный политический момент. Конституция же должна базироваться на менталитете, учитывать перспективы развития страны, ее историю. Иначе конституцию можно было бы написать за один день.