Американские сенаторы добавили новую проблему в прохладные отношения между Москвой и Вашингтоном, одобрив законопроект о приеме в НАТО двух соседей России --
Грузии и Украины. Заодно
двери в Альянс были открыты трем балканским государствам -- Албании, Хорватии и Македонии. В конце прошлой недели сенат США простым большинством голосов без электронного голосования и практически без обсуждения одобрил законопроект о поддержке их вступления в НАТО. Для подготовки к членству в НАТО из бюджета США Грузия получит в 2008 году 10 млн долл., Македония -- 3,6 млн, Албания -- 3,2 млн, Хорватия -- 3 млн долл. По Украине денежная сумма не обозначена. Инициатором законопроекта выступил старейший республиканец в комитете по иностранным делам 75-летний сенатор от штата Индиана Ричард Лугар, заявивший, что закон
«позволит Европе, США и НАТО расширить зону свободы и безопасности».
6 марта аналогичный законопроект был принят палатой представителей конгресса США. Теперь согласованная версия законопроекта будет направлена на подпись президенту США Джорджу Бушу. Хозяину Белого Дома такой подарок сейчас некстати.
«Белый Дом сегодня слишком занят внутриполитическими проблемами, начавшейся предвыборной кампанией и Ираном. А в последнем случае
в интересах США укреплять взаимодействие с Россией, а не ссориться с ней из-за Украины или Грузии", -- сказал «Времени новостей» директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин. Он признал, что принятый конгрессом США документ носит демонстративный антироссийский характер: «Резолюция дает сигнал режимам на Украине и
в Грузии -- дескать, ребята, Америка вас не оставит, так что не бойтесь Москвы и ориентируйтесь на нас».
По словам г-на Злобина, "многие в США сегодня понимают, что эта позиция не очень внятная и не очень мудрая". Но, считает эксперт, нельзя ожидать от этого конгресса слишком глубоких стратегических раздумий в самом начале его работы, совпавшем с развертыванием предвыборной кампании. "С политической точки зрения прием в НАТО Украины и Грузии явился бы элементом ограничения стратегического влияния России в Евразии, -- говорит Николай Злобин. -- Правда, не очень понятно, как этот шаг укрепит безопасность самих США и повлияет на мировую безопасность и стабилизацию».
В Грузии, вступившей с осени 2006 года в режим «интенсивного диалога» с НАТО, рассчитывают в конце этого или начале будущего года присоединиться к Плану по членству в НАТО. «Решение сената США в этом смысле очень важное, так как оно обязательно отразится на позиции всех остальных стран НАТО, -- заявил «Времени новостей» председатель комитета парламента по внешним связям Константин Габашвили. -- Процесс вступления Грузии в НАТО становится необратимым». В Абхазии и Южной Осетии встревожены быстрыми темпами интеграции Грузии в НАТО. Секретарь совбеза Абхазии Станислав Лакоба заявил вчера, что грузинский лидер Михаил Саакашвили «сам знает, что войдет в НАТО без Абхазии и Южной Осетии».
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН генерал-майор Владимир Белоус в беседе с корреспондентом «Времени новостей» напомнил, что «если власти Грузии во всем следуют в фарватере внешней политики Вашингтона, то
на Украине нет единомыслия по поводу вступления в НАТО даже среди правящей элиты». При этом американская инициатива ставит перед Россией еще один трудный вопрос -- а что будет после присоединения Грузии к НАТО с непризнанными республиками Южной Осетией и Абхазией, где многие жители обзавелись гражданством РФ. «Вот если бы Косово смогло официально выйти из состава Сербии, то Россия сейчас получила бы серьезные козыри в вопросе о статусе этих самопровозглашенных республик. В нынешней ситуации Москве придется ориентироваться на длительные переговоры и отстаивание интересов российских граждан, составляющих большинство населения этих непризнанных республик», -- считает г-н Белоус.
«Грузия не должна ставить перед собой задачу следующим образом: спешно возвращаем Абхазию и Южную Осетию, а потом прикрываемся натовским «зонтиком» так, что их уже не отобрать, -- подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель неправительственной организации «Грузия -- в НАТО», политолог Шалва Пичхадзе. -- Торопиться не следует, тем более что Абхазия и Южная Осетия де-юре и так в составе Грузии. Наоборот, наше вступление в Альянс только поспособствует мирному урегулированию этих конфликтов. Решить проблемы станет легче, так как НАТО обязательно подключится к процессу переговоров, снизив влияние и роль России. Для Грузии было бы исключительно хорошо услышать приглашение в НАТО в 2009 году, но все же, на мой взгляд, это излишне оптимистично. Вероятно, в 2009-м мы лишь начнем выполнять План по членству в НАТО».
Первые лица украинской власти -- соперничающие между собой премьер Виктор Янукович и президент Виктор Ющенко -- не дали публичных оценок резолюции конгресса США. Советник премьера Анна Герман назвала документ «очень хорошим сигналом» для Украины, свидетельствующим о «неравнодушии США», однако подчеркнула, что «решение о вступлении в НАТО будет принимать народ на референдуме», а не американские лидеры. Как раз вчера в Севастополе члены правящей Антикризисной коалиции -- Компартия и Партия регионов Виктора Януковича провели «народный опрос» о вступлении Украины в НАТО и единое экономическое пространство и предоставлении русскому языку статуса второго государственного. Очевидно, что они рассчитывали получить отрицательный отклик в отношении НАТО и позитивный -- в адрес ЕЭП и русского языка. Представитель президентского блока «Наша Украина» Борис Беспалый назвал резолюцию конгресса «позитивным импульсом для страны». В то же время она, по его словам, «вряд ли резко ускорит интеграционный процесс».
Глава украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев отмечает, что киевские политики «восприняли резолюцию скорее как упреждающий сигнал США в адрес России, чем средство ускорить вступление Украины в НАТО. Очевидно, что разворачивание систем ПРО, создание «санитарного кордона» в Черноморском и Прибалтийском регионах, обещания расширить НАТО на восток являются составляющей новой стратегии американцев по сдерживанию устремлений Москвы на постсоветском пространстве». Кроме того, в Киеве понимают, что судьба членства Украины в НАТО может быть решена «исходя из украинского расклада политических сил» исключительно на референдуме, считает г-н Карасев.
В России американское решение оценили как продолжение попыток Вашингтона построить «однополярный мир». Глава МИДа Сергей Лавров отметил, что его настораживает активность пришедших из прошлого структур -- таких, как НАТО. «В реальной жизни их деятельность превращается в средство воспроизводства блоковой политики в современных условиях. В рамках Альянса идет, по сути дела, блоковая работа против России, примером которой является развертывание национальной ПРО США в Восточной Европе», -- подчеркнул г-н Лавров. По словам главы российского внешнеполитического ведомства, альтернативой созданию ПРО США могла бы стать коллективная система европейской противоракетной обороны, созданной с участием НАТО и России. О том, что расширение НАТО «не отвечает ни интересам самого Альянса, ни интересам тех государств, которые вступают в НАТО», заявил вчера и секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов. Он отметил, что, когда Россия поймет, что такое Североатлантический альянс в современных условиях, «тогда мы вместе с НАТО будем обсуждать вопросы создания системы ПРО и вопросы совместной борьбы с теми или иными угрозами».
Директор Агентства США по противоракетной обороне генерал-лейтенант
Генри Оберинг заявил на днях в Киеве, что станции ПРО в Польше и Чехии предназначены для защиты от ракетного нападения со стороны Ирана. И если речь пойдет о расширении мер противоракетной безопасности, Россия могла бы к ним присоединиться. Генерал Владимир Белоус не очень верит в такую возможность: «Разговоры о создании совместной системы ПРО ведутся с середины 80-х годов. Единственное, что было реализовано в этой области, -- это созданный в 2000 году российско-американский центр обмена данными о пусках ракет и взаимного предупреждения о ракетном нападении, деятельность которого так и не была до конца реализована.
Ответом на возрастающую активность США вблизи России может быть только дальнейшее совершенствование боевых возможностей российских ракет дальнего радиуса действия, способных прорывать любую противоракетную оборону».