Время новостей
     N°47, 20 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.03.2007
Ищут встречи
Две биеннале в поисках мультимедийности
Почти одновременно со Второй Московской биеннале современного искусства стартовала Московская биеннале современных исполнительских искусств. Программа этого фестиваля нашей газетой подробно анонсировалась. Идея исполнительской биеннале так же интересна и масштабна, как и идея биеннале художественной. И та и другая призваны показать, что привычная форма репрезентации творчества кардинальным образом меняется, деление на традиционные жанры и виды под натиском современных глобальных проблем отметается все решительнее. И самым интересным является поиск образа универсального художника, чуткого ко всем языкам. Именно для такого художника максимально приемлема стратегия мультимедиа, синтеза всевозможных форм коммуникации (от языка визуальных искусств, языка тела до музыки и речи).

Под эгидой мультимедийности музыка и визуальные искусства пытаются объединиться и в рамках второй художественной биеннале, и в рамках первой исполнительской. Во многих выставочных залах II биеннале показывают видео знаменитых мастеров contemporary art (Даррен Алмонд, Пипилотти Рист), где акустическая партитура организует ритмический, пространственный и даже смысловой образ экранной картинки. В Государственном центре современного искусства открыта выставка «Визуальная акустика. То, что мы слышим, то, что смотрит на нас». Она посвящена реализации звука в визуальных технологиях. Наконец, в минувшую субботу в рамках исполнительской биеннале в Театральном зале Дома музыки на Красных Холмах роль мультимедийного художника выбрал для себя известный виолончелист поколения тридцатилетних Денис Шаповалов. Он устроил мультимедийное шоу «Ночные улицы» со световыми эффектами, видеорядом и командой музыкантов, играющих на альтернативных классике саксофоне, бас-гитаре, синтезаторах, ударных.

Если суммировать впечатления от того, насколько эффективны поиски мультимедийности обеих биеннале, то ближе к цели художественная. В устроенном с хорошим драйвом, вкусом и звуком шоу Дениса Шаповалова ношу мультимедийности все-таки взвалила на себя его родная виолончель. Благодаря музыкальным опусам самого Дениса мы наблюдали феноменальные возможности виолончели быть царицей музыки разных жанров и стилей -- от классики до блюза, от рока до попа, от джаза до психоделики и минимализма. С точки зрения музыкальной культуры концерт классических исполнителей, выбиравших разные саунды, имиджи и амплуа, удался на славу. Но замысел нового синтеза искусств обернулся стилизованной декорацией.

В состоящем из отдельных романтических глав с названиями вроде «Город с птичьего полета», «Одинокое танго», «Приход весны», «Разговор глазами» двухчастном перформансе и визуальные, и акустические прототипы узнаются довольно легко. Это фильмы Годфри Реджио с музыкой Филиппа Гласса (тем более что последний фильм «Накойкаци» с путешествием по фасадам промзон звучал под виолончельное соло Йо-Йо-Ма), это шоу финского виолончельного рок-квартета Apocalyptica, это и популярная музыка, где звучание эстрадного мотивчика часто оттеняется благородной виолончелью. Снятый и смонтированный друзьями Дениса Шаповалова, украшенный репродукциями милой домашней абстракции еще одного друга-художника, визуальный ряд с городскими крышами, ночными магистралями, старыми двориками, весенним половодьем, рельсами и телефонными будками честно выполнил «настроенческую» функцию. Претендовать на полноправное участие в диалоге искусств этот визуальный ряд не мог по определению.

Возможно, причина -- в подсознательном недоверии музыкантов иным артъязыкам, кроме собственного. Вероятно, это вызванное консервативным (консерваторским) образованием недоверие не позволило найти внятный драматургический образ, что оправдывал бы шоу не как приятный концерт-попурри для общей релаксации, но как полноценное произведение современного искусства.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Музыка