Время новостей
     N°46, 19 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.03.2007
На абордаж
Госдума сделала аудио- и видеопиратство уголовным преступлением
Скачивание музыки и фильмов с сайтов пиратов-распространителей, равно как покупка пиратских дисков, вскоре может стать чревато наказанием до шести лет лишения свободы. Госдума приняла в окончательном третьем чтении поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за нарушение авторских и смежных прав. Тем самым Россия формально выполнила ультиматум, выдвинутый США и Всемирной торговой организацией по усилению защиты авторских прав. Теперь можно ожидать череды показательных процессов над пиратами.

Усиление борьбы с массово распространенным на территории России нарушением авторских прав было одним из условий принятия России в ВТО. Условие было заведомо трудновыполнимое: в стране, где потребитель пока просто не привык задумываться о том, заплатили производители диска авторские отчисления правообладателю произведения или нет, никакие полицейские меры успеха принести не могут. Но, как не раз подчеркивали американцы, столь плачевное состояние с защитой авторских прав является категорическим препятствием для вступления в ВТО.

Еще в ноябре 2006 года Госдума приняла IV часть Гражданского кодекса, посвященную защите авторских прав. В этом документе впервые приведен полный список объектов интеллектуальной собственности и предусмотрены дополнительные гарантии защиты. В пятницу Дума дополнила Уголовный кодекс поправками, переводящими действия по нарушению авторских и смежных прав из категории преступлений средней тяжести в категорию тяжких.

Согласно поправкам незаконное использование объектов авторского права, приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта будут наказываться штрафом до 500 тыс. руб. вместо 200 тыс. руб. В случае, когда деяние совершено по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере или лицом с использованием своего служебного положения, преступление может перейти в категорию тяжких с лишением свободы до шести лет без права на амнистию. Причем, как показывает пока немногочисленная российская судебная практика по спорам о защите авторских прав, ущерб при некоторой сноровке правообладателя в определении стоимости прав на использование объектов авторского права в ходе расследования легко может вырасти до особо крупных размеров.

Если закон будет одобрен сенаторами и подписан президентом, то при расследовании дел, связанных с производством и распространением контрафакта, правоохранительные органы смогут применять "спецсредства" -- прослушивающие устройства и средства слежения. При этом в «разработку» милиции могут попасть не только те, кто «профессионально» занимается перезаписями дисков для продажи, но и те, кто просто скачал музыку из Интернета или купил компьютер с установленной на нем пиратской версией программы, как, например, многострадальный директор средней школы в Пермском крае Александр Поносов.

При всей жесткости вводимых правил многие участники рынка сомневаются в их эффективности. Не исключено, что как только закон вступит в силу, будет проведено несколько громких процессов по защите авторских прав, которые продемонстрируют наблюдателям в ВТО, что Россия активно борется с пиратами. Но исчезнуть с прилавков весь контрафакт это вряд ли заставит. Ведь и по сегодняшним нормам нарушение авторских прав, совершенное группой лиц, может караться лишением свободы на срок до пяти лет. Однако пока эти нормы права практически не применяются.

Ирина СКЛЯРОВА