«Силовые машины», с прошлого года ведущие переговоры с Siemens о покупке у немецкой компании лицензии на производство энерготурбины мощностью 278 МВт, не могут договориться с партнером о получении лицензии на последующее сервисное обслуживание оборудования, сообщил в пятницу Интерфакс со ссылкой на источник, близкий к российской компании. Сервисом произведенного российскими предприятиями оборудования Siemens предпочел бы заниматься сам.
Для российской же компании этот вопрос является принципиальным. Без гарантий на получение лицензии на последующее обслуживание она может, как уверяет источник агентства, отказаться от покупки у Siemens лицензии и на производство самого оборудования. Уже сейчас «Силовые машины» рассматривают возможность вступления в переговоры с другими производителями турбин, в частности с американской General Eleсtric.
На Siemens разногласия с "Силовыми машинами" могут тоже сказаться не лучшим образом. Дело в том, что, как говорил месяц назад глава РАО "ЕЭС России" (владеет блокпакетом акций "Силовых машин" и управляет 30% акций) Анатолий Чубайс, на ближайшие пять лет запланирована допэмиссия акций российской энергомашиностроительной компании на 450--500 млн долл. Источники на рынке не исключали, что ее мог бы выкупить немецкий концерн, оплатив свою долю лицензиями. Очевидно, что нынешние разногласия делают подобный план невозможным, и максимум, на что может рассчитывать Siemens, -- это на сохранение своего пакета в "Силовых машинах" путем оплаты доли эмиссии деньгами. А о том, что г-н Чубайс больше склонен к сотрудничеству с GE, было известно еще при покупке РАО пакета "Силовых машин".
Спор о судьбе турбинной лицензии вообще может сыграть негативную роль в отношениях «Силовых машин» и Siemens. Ведь, собственно, одной из целей «Силовых машин» при привлечении Siemens в качестве акционера был расчет на упрощенное получение лицензий немецкой корпорации. И интересы Siemens были схожими. Но если партнеры разойдутся по вопросу лицензионного сервисного обслуживания, это может пагубно сказаться и на будущих договоренностях. Отказаться от претензий на сервисное обслуживание «Силовые машины» не могут: ведь по сути это будет означать, что они окажутся лишь чуть ли не подрядчиком Siemens, предоставив ему свои мощности и персонал для сборки оборудования по его лицензии, но лишаясь при этом дивидендов и расширения рынков, которые можно получить при заключении контрактов сервисного обслуживания.
Представители российской компании и немецкого концерна в выходные дни были недоступны для комментариев. Впрочем, сам Интерфакс ссылается на начальника управления по связям с общественностью и рекламе «Силовых машин» Марию Алееву, которая утверждает, что «информация о проблемах в переговорах с Siemens не соответствует действительности» и переговоры с Siemens о приобретении лицензии на производство продолжаются. Но ведутся ли переговоры о лицензии на сервис, она не стала уточнять.
По мнению источника Интерфакса, и Siemens, и «Силовые машины» заинтересованы каждая в самостоятельном развитии в России бизнеса по оказанию сервисных услуг для производимого оборудования. «В рамках утвержденной стратегии развития «Силовых машин» компания намерена развивать направление сервисных услуг, -- говорит он. -- Таким образом, компания стремится гарантировать своим потребителям, что у них не будет проблем с сервисным обслуживанием поставленного оборудования, что фактически является основным конкурентным преимуществом компании на российском рынке». Но здесь интересы российской компании и Siemens расходятся: будучи глобальным игроком, немецкий концерн заинтересован в сохранении исключительного права на проведение сервисных работ оборудования, производимого по его лицензии.
У «Силовых машин» и Siemens уже есть опыт совместного производства турбинного оборудования: их СП «Интертурбо» по лицензии Siemens выпускает газовые турбины мощностью 160 МВт. В конце прошлого года «Силовые машины» выделили в своей структуре газотурбинный дивизион, который возглавляет представитель Siemens Томас Фиттинг.