Отношение американцев к войне в Ираке в канун ее четырехлетней годовщины достигло поворотного момента. Впервые опросы общественного мнения стабильно показывают, что
большинство жителей США однозначно считает развязывание этой войны ошибкой. И также впервые тысячи людей без колебаний вышли в минувшие выходные на улицы американских городов, от Нью-Йорка на востоке до Сан-Франциско и Лос-Анджелеса на западе, чтобы выразить протест.
В Вашингтоне от 15 до 20 тыс. демонстрантов прошли в субботу, в день Святого Патрика, маршем на Пентагон. Ветеранам эта акция напомнила знаменитый октябрьский марш 40-летней давности против американской агрессии во Вьетнаме.
-- Я тогда учился в колледже здесь, в Вашингтоне, -- вспоминает мой сосед по колонне Дэвид Кубичек, -- и ждал своей очереди быть посланным во Вьетнам. Весь наш факультет вышел тогда на марш. Мы уже знали, что там, в этих чертовых джунглях, было убито больше 13 тыс. парней, многие были нашими ровесниками. Слава богу, что в иракской войне хватило трех тысяч с лишним смертей, чтобы разбудить людей. Тогда после нашего марша потребовалось еще семь лет, прежде чем кончилась война. Надеюсь, что с этой мы справимся быстрее, потому что раньше начинаем. Точно так же мы шли и тогда -- от памятника Линкольну по Мемориальному мосту через Потомак, мимо Арлингтонского кладбища -- прямо к министерству обороны. Правда, тогда мы были безрассуднее и злее. Некоторые из протестующих ворвались даже внутрь Пентагона, грозя сровнять его с землей. Мы забрасывали солдат и военных полицейских чем ни попадя. Это было неуважение к армии. Надеюсь, сегодня таких безобразий не будет.
Дэвиду за 60. У него окладистая, с сильной сединой борода и серебряная шевелюра. «Я и тогда был такой же, вот только цвет волос был другой, -- шутит он, -- правда, уже сам и не помню какой, надо будет жену спросить». В столицу Дэвид Кубичек приехал из Нью-Йорка и планировал вечером же вернуться обратно, чтобы успеть на нью-йоркский марш протеста, назначенный на воскресенье.
Место сбора -- мемориал 86 тыс. погибших во вьетнамской войне. Несмотря на прохладный (температура около нуля) день и порывистый ветер, ветеран обходится без головного убора. Большинство вокруг нас -- нынешняя молодежь. Судя по надписям на куртках, присутствовали представители практически всех столичных вузов -- Джорджтаунского, Американского и Католического университетов. Но больше всего парней и девушек из университета Джорджа Вашингтона -- их общежития всего в нескольких кварталах.
Много участников приехало из других штатов. Анна и Том О'Грэйди вместе с двумя детьми-подростками приехали аж из Огайо, из городка с громким именем Афины, не устрашившись внезапно приключившейся снежной бури. «Слишком много людей уже погибло, их смерть не разрешила никаких проблем, -- говорят супруги. -- Знаете, как-то не по себе заниматься обыденными делами, когда другие люди страдают: и американцы, и иракцы». В глазах рябит от желто-черных лозунгов: «Импичмент Бушу, импичмент Чейни, импичмент Гейтсу», «Верховного главнокомандующего -- в тюрьму», «Худшие тираны в истории -- Наполеон, Гитлер и Буш». Но более всего конкретных призывов: «США, вон из Ирака немедленно».
На противоположной стороне авеню Конституции другие лозунги: «Победить в войне, чтобы не быть побежденными джихадом», «Наши солдаты проливают кровь, чтобы защитить Америку от террористов», «Святой Патрик, избавь нашу землю от демократов». Там за бетонными барьерами и полицейскими кордонами проводили свое мероприятие сторонники иракской войны. Их заметно меньше, но они крикливы и агрессивны. Несколько случайных противников войны оказались на неправильной стороне улицы, и полиции пришлось вызволять их оттуда -- всклокоченными, помятыми и с поломанными плакатами. К счастью, до серьезных столкновений ни здесь, ни около Пентагона дело не дошло.
Брать минобороны США штурмом в этот раз никто не собирался. На северной парковке у Пентагона сооружена трибуна, куда один за другим поднимаются видные деятели антивоенного движения США. «Мы в тени военной машины, нам надо остановить ее», -- говорит Синди Шихан, потерявшая в Ираке 19-летнего сына Кэйси и посвятившая свою жизнь защите его сверстников. Достается не только Белому Дому и республиканцам. Некоторые яростно критикуют законодателей-демократов за отсутствие четкости в формулировании антивоенной линии и нехватку решимости противостоять президентским планам наращивания военного присутствия США в Ираке. Аплодисментами встречают появление известного юриста Рамзи Кларка. 40 лет назад в качестве министра юстиции при Линдоне Джонсоне он участвовал в планировании ответных действий администрации на антивоенный марш. Сегодня он излагал свои соображения, почему Джордж Буш-младший подлежит импичменту...
Время за полдень, погода зябкая, после часа выступлений народ начинает расходиться. К трем часам дня перед трибуной осталось не более тысячи самых терпеливых слушателей. «Мы сказали свое слово, -- говорит на прощание Дэвид Кубичек. -- Сорок лет назад наш марш пусть не сразу, но изменил направление политики. Уверен, то же самое мы сделали сегодня».