|
|
N°46, 19 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллионы долларов в корзине
Баскетбольный ЦСКА первым из профессиональных российских клубов в игровых видах спорта официально обнародовал свой бюджет. И правильно сделал. Однако до подлинной финансовой открытости российского бизнеса на игровых видах спорта еще очень далеко, потому что этот бизнес в России по-прежнему остается смесью теневой экономики с теневой политикой. Возможно, поэтому элементарную честность в России подают как доблесть.
Абсолютно естественный и неизбежный для нормального спортивного бизнеса шаг баскетбольного ЦСКА был обставлен с невероятной помпой. Покидавший общественный пост руководителя попечительского совета БК ЦСКА первый вице-премьер Сергей Иванов за день до матча любимого клуба в Евролиге УЛЕБ с греческим «Олимпиакосом» в Москве лично стал хедлайнером новости: он заявил, что завтра свершится чудо, впервые в истории страны спортивный клуб обнародует свой бюджет, поскольку спорт-- это бизнес, а бизнес должен быть цивилизованным. Волге действительно удалось впасть в Каспийское море, и накануне игры с «Олимпиакосом» первый вице-президент ЦСКА Андрей Ватутин торжественно назвал журналистам несколько цифр.
Итак, годовой бюджет клуба -- 29 млн 967 тыс. 538 долл. (правда, неизвестно, по какому курсу, поскольку у российских корпораций, например у того же «Аэрофлота», внутренний курс существенно отличается от официального и курса обменников). Суммарные расходы на тренерский штаб, а также на игроков основной и молодежной команд -- 23 млн 58 тыс. 771 долл. Доходы клуба -- 6 млн 320 тыс. долл., чуть меньше 20% от обнародованного бюджета. Более чем на 80% бюджет покрывается взносами спонсоров -- читай, «Норильского никеля». Любопытно, что деньги на ЦСКА тратились благодаря Михаилу Прохорову, который уже ушел из «Норникеля» и завершает дележ активов с партнером по холдингу «Интеррос» Владимиром Потаниным. Правда, от того, что г-н Потанин в отличие от г-на Прохорова не любит баскетбол, денег клубу спонсор давать не прекратит. Потому что финансирование баскетбольного ЦСКА, ставшего благодаря одному из крупнейших в Европе бюджетов и редкому для России высокому уровню менеджмента победителем Евролиги УЛЕБ, -- дополнительная индульгенция от государства для основного бизнеса г-на Потанина.
Но даже и назвав некоторые цифры бюджета с точностью до доллара, кое-что важное даже сверхоткрытый баскетбольный клуб ЦСКА, чей политический куратор Сергей Иванов остается в числе вероятных кандидатов в президенты России, предпочел утаить. Утаил он суммы личных контрактов игроков, сославшись на коммерческую тайну. Между тем именно контрактная деятельность клубов в игровых видах спорта, покупки и продажи игроков -- самая непрозрачная часть бизнеса. И это не только российская черта. Теневые откаты агентам, тренерам или менеджерам команд при таких сделках периодически вызывают большие коррупционные скандалы. Но только не в России. Причем кроме стандартной ссылки на коммерческую тайну у руководства баскетбольного ЦСКА есть еще один железный повод не говорить ни слова о суммах контрактов: ведь было обещано обнародовать бюджет только на нынешний сезон, а большинство игроков команды покупалось в прошлые. Из тех, у кого может быть действительно большой контракт, в клуб в этом году пришел один только венесуэлец Оскар Торрес из «Химок».
Но даже и такая ограниченная открытость баскетбольного ЦСКА, поданная публике с неограниченным пафосом, заслуживает уважения. Например, переживающие расцвет благодаря политической роли ФСБ и лично его гендиректора Николая Патрушева мужской и женский динамовские волейбольные клубы имеют гигантские, по меркам этого вида спорта, бюджеты, но едва ли мы когда-нибудь узнаем достоверно хоть одну цифру. И в самом популярном игровом виде спорта - футболе -- остается довольствоваться только собственными оценками, исходя из приблизительных сумм, которые тратятся на приобретение игроков.
Пока российский спортивный бизнес не будет очищен от политической «крыши», в стране не только в любой момент может разориться любая команда, но и ждать сколько-нибудь цивилизованного менеджмента в клубах не приходится. И дозу честности в этом бизнесе определяют не законы, не репутация, а личное желание или политические интересы формальных и неформальных хозяев наших команд.
Семен Новопрудский