|
|
N°226, 07 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вызываю джихад на себя
Победители талибов уже перессорились
На календаре афганских моджахедов новый, 1992 год. Во всяком случае, развитие событий после завершения в Бонне конференции, на которой представители афганских группировок долго и мучительно делили власть, наводит на мысль, что сбываются прогнозы пессимистов. А они давно предсказывали, что после победы над общим врагом -- талибами -- моджахеды снова, как и после свержения 9 лет назад просоветского режима Наджибуллы, немедленно начнут ссориться между собой.
«Исторический» боннский компромисс, достигнутый под откровенным давлением США, Европы и ООН, продержался двое суток. Вчера о бойкоте новой администрации заявил герой антиталибского наступления на севере страны, покоритель Мазари-Шарифа и Кундуза генерал Абдул Рашид Дустум -- этнический узбек и один из самых влиятельных командиров Северного альянса.
Дустум назвал унижением то, что его партии выделены второстепенные посты министров сельского хозяйства, промышленности и полезных ископаемых. Генерал утверждает, что Юнус Кануни, министр внутренних дел и глава делегации северян на переговорах в Бонне, обещал его людям МИД. Возглавить министерство должен был один из заместителей Дустума, нынешний посол в Казахстане Азизулла Рузи. Г-н Азизулла заявил вчера газете «Время новостей», что в списке кандидатов в правительство от Дустума значилось шесть имен. Кроме него самого там был представитель туркменского меньшинства Афганистана (чуть меньше миллиона человек) Исмаил Мушир, от тюркоязычной народности аймаков -- бывший министр иностранных дел Северного альянса Алем Разм, а также одна женщина. Сделка не состоялась (внешней политикой будет, как и раньше, ведать таджик Абдулло Абдулло), после чего Дустум в негодовании сообщил, что ни он сам, ни его люди в Кабул не поедут и не дадут столичным эмиссарам работать на контролируемом им севере страны, где находятся основные нефтяные и газовые месторождения.
Г-н Азизулла утверждает, что обещанного поста министра МВД не получили представители шиитов-хазарейцев, недоволен составом правительства и Лев Герата Исмаил Хан. Его сторонники, тоже обойденные при дележе портфелей, убеждены, что правительство Афганистана, в котором ключевые посты занимают три выходца из Панджшерского ущелья (генерал Мохаммад Фахим, Абдулло Абдулло и Юнус Кануни), не может быть устойчивым и дееспособным. Главные решения Боннской конференции, направленные на мирное урегулирование афганской проблемы, Дустум принимает полностью. Однако генерал уверен, что их реализация возможна только в случае принятия федеративного устройства Афганистана. Другими словами, Дустум желает восстановить свою власть на севере страны, как это было в середине 90-х, до прихода талибов. Добиться своих целей генерал намерен через полгода, когда будет созвана лойя джирга.
Лиха беда начало -- вслед за Дустумом соглашение в Бонне осудил Сайед Ахмад Гайлани, сам же возглавлявший на конференции делегацию «Пешеварской группы». Лидер пуштунского «Национального исламского фронта» Афганистана и давний сторонник экс-короля Захир Шаха тоже считает, что при распределении постов «допущена несправедливость». Правда, в детали Гайлани не вдавался и выразил мнение, что в процессе подготовки лойя джирги «все утрясется». Появилась информация и об отставке заместителя главы администрации Абдур Расул Саяфа, имеющего репутацию ярого антизападника. Не говоря уж о заявлении бывшего премьера-моджахеда Гульбеддина Хекматиара, назвавшего новую администрацию «незаконным марионеточным» органом.
В общем, похоже, что единый антиталибский фронт начал рассыпаться еще до окончательной победы. Ожидается, что сегодня окончательно капитулирует Кандагар, последний оплот талибов, с которыми осаждающий город глава временной администрации Хамид Карзай несколько дней вел переговоры о сдаче. Лидеры движения требовали амнистии не только для рядовых бойцов, но и для руководства «Талибана», в том числе и для муллы Омара. Обеспокоенный примиренческими настроениями некоторых пуштунских командиров, Белый Дом предупредил вчера, что никаких сделок с муллой быть не может. Тем временем правительственные силы провинции Нангархар с боем взяли горное убежище Тора-Бора в 50 километрах от Джелалабада, но обнаружили там не Бен Ладена, а несколько десятков трупов его телохранителей. Предполагают, что Бен Ладен переместился на находящуюся неподалеку базу «Мелава» в сопровождении тысячной гвардии арабских наемников. Нет сомнений, что местное ополчение возьмет и эту базу, ведь за голову террориста номер один Вашингтон обещал 25 миллионов долларов.
Аркадий ДУБНОВ, Алексей СЛОБОДИН