Время новостей
     N°45, 16 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2007
Скромный российский лоббизм
Московские компании тратят на американских чиновников тысячи долларов
Американский исследовательский институт Center for Responsive Politics (CRP) опубликовал очередной отчет с оценками затрат на лоббирование в США. Согласно этому докладу, активность российских компаний в минувшем году заметно усилилась, лидерами лоббизма стали Group Menatep Limited, подконтрольная соратникам Михаила Ходорковского; один из крупнейших отечественных банков -- Альфа-банк, организовывавший встречи по обсуждению проблемы вступления России в ВТО; и ведущий в мире производитель никеля и палладия «Норильский никель», который купил американского производителя энергооборудования на водородном топливе Plug Power и стал продвигать среди чиновников новые энерготехнологии.

Традиционно CRP отслеживает направление финансовых потоков в американской политике, в частности лоббирование в конгрессе и правительстве США, пожертвования на президентские выборы и финансирование политических партий. Согласно специальному закону о лоббистской деятельности, который впервые был принят в США еще в 1946 году, все лоббирующие организации должны пройти регистрацию в палате общин и дважды в год публиковать финансовые отчеты своих вкладов, сообщая в том числе и цели лоббистской кампании. Регистрация агентств, представляющих интересы иностранных компаний, также обязательна. В своем исследовании CRP использовал отчеты, полученные секретариатами обеих палат конгресса до 5 марта.

В течение минувшего года, как следует из отчета, Group Menatep Limited потратила на лоббизм в Америке более 600 тыс. долл., а общий ее вклад за последние два года превысил 1 млн долл. Львиную долю этих средств получили ведущие вашингтонские лоббистские фирмы APCO Worldwide (380 тыс. долл.), Covington & Burling (120 тыс. долл.), Barnes & Thornburg (80 тыс. долл.) и Greenberg Traurig LLP (80 тыс. долл.). Специализация этих компаний -- продвижение интересов в области внешней политики, правоохранительной деятельности, а также в сфере гражданских прав и свобод, говорится в отчете. На лоббистскую деятельность в Вашингтоне Альфа-банк также выложил круглую сумму -- по данным CRP, размер его отчислений составил 580 тыс. долл. Основная часть денег была потрачена на организацию встреч для обсуждения американо-российских отношений и переговоров по ВТО. Идущая следом американская торговая компания Norimet USA, Inc., которая реализует продукцию «Норникеля», сосредоточилась на обсуждении бюджетных ассигнований 2007 года на энергетику и водные ресурсы. Общая сумма ее вкладов составила 240 тыс. долларов.

В 2006 году лоббисты в американских государственных ведомствах потратили на продвижение своих интересов 2,44 млрд долл. (в расчет CRP принималась статистика, которую официально указывают лоббистские конторы и самими корпорации; официально регистрируются только заказы на сумму свыше 10 тыс. долл.). По активности к американскому лобби российские компании пока еще заметно уступает иностранным, занимающим лидирующие позиции в этой сфере. Например, известный производитель шоколадных изделий -- компания Mars Inc. потратила в 2006 году на лоббирование своих интересов 2,32 млн долл., а американское отделение автомобильного концерна Nissan -- 2,3 млн долл. Самыми крупными лоббистами в США пока остаются объединения предпринимателей: на первом месте местная торговая палата (на долю которой приходится 72,7 млн долл.), следом идут ассоциация пенсионеров (23,1 млн долл.) и американская медицинская ассоциация (19,8 млн долларов).

Денис УВАРОВ