Время новостей
     N°45, 16 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2007
Легализация младенцев
Покупателям похищенных детей разрешили стать их приемными родителями
Скандальное дело московский пенсионерки Людмилы Вержбицкой, которую Гагаринский районный суд в октябре прошлого года признал виновной в похищении четырех новорожденных детей и приговорил к семи годам условно, получило новое продолжение. Чертановский районный суд сначала удовлетворил иск прокурора Москвы о признании свидетельства о рождении одного из младенцев недействительным и обязал людей, которые приобрели его у Вержбицкой и держали все это время ребенка у себя, вернуть его в органы опеки. Вместе с тем суд не стал препятствовать этой семейной паре в уже законном усыновлении ребенка, что они на днях и сделали. В настоящее время решается судьба второго ребенка, «пристроенного» Людмилой Вержбицкой.

Таким образом, история эта завершилась вполне благополучно для всех ее участников, кроме самой г-жи Вержбицкой (если для человека, уже имеющего четыре судимости, считать очередной «условный» срок неприятностью). Хотя она сама и ее сторонники, пока шло следствие и суды, апеллировали к общественности, уверяя, что доведение этого уголовного дела до обвинительного приговора «ударит» в первую очередь по «реализованным» ею детям, поскольку по закону после нескольких лет благополучной жизни в семьях их должны будут отдать в детские дома.

Газета «Время новостей» подробно писала об этом громком деле. Прокуратура ЮЗАО Москвы обвиняла Вержбицкую в махинациях с новорожденными. По данным следствия, в 2003--2004 годах через своих знакомых, работавших в клиниках, где делают аборты, она находила девушек на поздних сроках беременности, но не желавших рожать. Вержбицкая, представлялась им сотрудником Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии, предлагала принять участие в программе «суррогатное материнство». Под этим делом предприимчивая пенсионерка подразумевала отнюдь не медицинское понятие этой программы. После родов мать отдавала ей ребенка за 1--1,5 тыс. долл. Далее Вержбицкая искала новорожденному новых родителей, которым передавала младенца в обмен на 20--25 тыс. долларов.

В 2005 году г-жу Вержбицкую за это преступление уже один раз судили, но Гагаринский суд тогда признал ее виновной лишь в самоуправстве, наказав только штрафом, тогда как прокуратура расценивала ее действия как «похищение человека». В интервью "Времени новостей" следователь Сергей Нестеркин, занимавшийся расследованием этого дела, заявил, что усмотрел состав статьи «похищение» в том, что пенсионерка обманом и умышленно завладевала новорожденным.

«По закону с того момента, как мать отказалась от ребенка, за него отвечают органы опеки, у которых младенец должен находиться, -- рассказал г-н Нестеркин. -- В данной ситуации Вержбицкая прятала детей у своих знакомых. Случись что, о смерти малыша никто бы и не узнал. Действия пришлось квалифицировать по этой статье, потому что в российском УК попросту нет статьи, предусматривающей ответственность за торговлю несовершеннолетними. Наказание по ныне действующей ст. 127 прим. 1 (торговля людьми) предусматривается только в том случае, если доказан факт эксплуатации человека. Но как можно «эксплуатировать грудных малышей», реализацией которых занималась Вержбицкая?».

Учитывая, что первый приговор Вержбицкой, по сути, легализовывал торговлю детьми, разразился скандал. Проблему обсуждали в Госдуме и Генпрокуратуре. Хотя депутаты и обещали принять поправки, но до сих пор этого не сделали. Прокуратуре же удалось через президиум Мосгорсуда отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение в тот же Гагаринский райсуд. Повторный процесс проходил в закрытом режиме более пяти месяцев. Прокуратура требовала для Вержбицкой восемь лет реального лишения свободы за «похищение человека» и «самоуправство». За истечением срока давности второе обвинение с пенсионерки было снято. А по статье «похищение» она была признана виновной и приговорена к условному сроку.

В то же время прокуратура Москвы на основании этого приговора потребовала аннулировать актовые записи о рождении детей, признать недействительными свидетельства о рождении и передать младенцев в органы опеки с целью их дальнейшего жизнеустройства. Иск по одному из детей был удовлетворен в начале февраля Чертановским районным судом (по месту прописки «усыновителя»).

Адвокат пенсионерки Юрий Заксон с трагизмом заявил тогда о «последствиях приговора Вержбицкой, которая была осуждена не без помощи газеты («Время новостей». -- Ред.)». «Детей возвращают в детские дома. Я далек от мысли, что вы считаете пребывание ребенка в детдоме после трехлетней семейной обеспеченной жизни нормой. Но первое решение об отобрании ребенка вынесено. Оно будет обжаловано, но результат предсказуем. Второе дело в производстве», -- посетовал корреспонденту "Времени новостей" адвокат.

Однако беспокойство адвоката Юрия Заксона оказалось преждевременным. Признав незаконность нахождения младенцев у семейных пар, которым их «реализовала» г-жа Вержбицкая, суд и прокуратура не стали препятствовать тому, чтобы дети были усыновлены уже в законном порядке. «Я этим людям сразу говорил -- собирайте бумаги и спокойно усыновляйте. Мы не будем против. Однако они этого не делали, веря в то, что Вержбицкую не осудят, и в результате сами себе устроили нервотрепку», -- рассказал Сергей Нестеркин. По словам адвоката Заксона, супружеская пара, которую обязали вернуть ребенка в органы опеки, собрав все необходимые документы, смогла усыновить его через Чертановский суд.

Борис КОРАБЛЕВ
//  читайте тему  //  Младенцы под раздачу