Россия наконец добилась подписания договора о строительстве трансбалканского нефтепровода
Россия, Греция и Болгария
сделали вчера очередной шаг к реализации проекта строительства нового крупного нефтепровода в Европе -- трубы
Бургас--Александруполис, по которой планируется прокачивать сырье, добытое прежде всего на Каспии. В Афинах министры энергетики трех стран
(на снимке) подписали соглашение о сотрудничестве при осуществлении проекта. Подписание прошло под взорами глав государств -- президента России Владимира Путина и премьеров Греции и Болгарии Константиноса Караманлиса Сергея Станишева.
Удовлетворение трех лидеров от исторического события смешивалось с плохо скрываемой досадой от того, как долго тянется обсуждение проекта. Ведь первые переговоры о строительстве нефтепровода между болгарским черноморским портом Бургас и греческим городом Александруполис на побережье Эгейского моря прошли аж 13 лет назад -- в 1994 году. Протяженность нефтепровода должна составить примерно 285 км, проектная мощность -- 35 млн тонн нефти в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн в год. Спустя более чем десять лет, в апреле 2005 года,
правительства трех стран подписали меморандум о сотрудничестве по проекту. Но только в последние месяцы темпы переговоров ускорились, после того как в сентябре прошлого года на саммите глав трех государств в Афинах была принята декларация о сотрудничестве в энергетике.
Тогда же России удалось окончательно убедить страны-партнеры передать ей контроль в этом проекте -- 51% (эта доля поделена на паритетных началах между «Транснефтью», «Роснефтью» и «Газпром нефтью»), а Болгария и Греция при этом поделят поровну оставшиеся 49%. Кстати, эти страны имеют право продать часть своих долей нефтяным компаниям под гарантии прокачки нефти по этому трубопроводу.
Как уточнил вчера глава российской трубопроводной монополии «Транснефть» Семен Вайншток, отвечая на вопрос «Времени новостей», у Болгарии и Греции есть примерно полторы-две недели на выбор таких компаний-кандидатов. До сих пор среди них называли ТНК-ВР, американскую Chevron и «Казмунайгаз».
Впрочем, ускорению проекта, которому долгое время настойчиво препятствовали в Вашингтоне, очевидно, способствовало и изменение общеполитической ситуации: греческое правительство в 2004 году возглавил Константинос Караманлис -- представитель знаменитой греческой политической династии, не ищущей излишне тесной дружбы с США. («Подтверждая традиционный союз Греции с США, Караманлис является сторонником европейской ориентации страны», -- характеризуют его российские дипломаты.) Но и Вашингтон в последнее время изменил акценты в политике. Заместитель госсекретаря Мэтью Брайза накануне вчерашнего события призвал Афины диверсифицировать поставщиков энергоресурсов, но тем не менее от имени США поддержал проект Бургас--Александруполис. Это, видимо, связано с заинтересованностью в этой трубе американской компании Chevron, добывающей нефть на Каспии.
Владимир Путин на пресс-конференции после подписания соглашения в очередной раз сказал грекам и болгарам, что они поступают правильно: новая труба укрепит не только общую европейскую, но и конкретно греческую и болгарскую энергобезопасность. Премьер-министры Караманлис и Станишев в один голос радовались возможности усилить позиции своих стран на «энергетической карте мира». В ответ Путин даже позволил себе поторопить партнеров. «Мы с 1994 года ведем переговоры и еще не приступили к строительству», -- подчеркнул он. И привел в пример другой проект, осуществляемый «Транснефтью». Он напомнил, что на сентябрьском саммите в Афинах «проинформировал» партнеров о начале строительства трубы из Восточной Сибири к побережью Тихого океана. "С сентября мы прошли почти 700 километров, и это в условиях Сибири, отсутствия дорог и электропитания! И морозов, которые в Сибири превышают 40 градусов! -- воскликнул Путин. -- А здесь 270 километров, а разговоры ведем с 94-го года...»
Тут же, впрочем, журналисты, члены делегаций, да и сами участники пресс-конференции почувствовали, что наладить диалог между тремя странами не так просто. Синхронный перевод на три языка, который был организован в зале, то и дело барахлил: оператор не вовремя переключал каналы, а переводчики то теряли мысль, то суматошно давили на кнопки, перехватывая друг у друга право донести до аудитории смысл высказываний. Пришлось повторять вопросы и для глав государств, которые никак не могли услышать перевод.
И все же глава «Транснефти», которой предстоит стать оператором проекта, был настроен очень оптимистично. «Назовите хотя бы один, а не два неудачных проекта «Транснефти», -- предложил Семен Вайншток журналистам. -- Я не допускаю и мысли, что будет неудача. Мы обречены на успех, хорошо взвесили все, чтобы войти в проект (правда, еще два года назад г-н Вайншток указывал на экономическую нецелесообразность этого проекта. --
Ред.)». По его словам, компания постарается приступить к реализации проекта в максимально сжатые сроки. «Все подготовительные процедуры мы проведем в максимально возможно короткие сроки, могу это гарантировать, это не один-два года, а много-много меньше", -- заверил он журналистов.
Во сколько обойдется строительство этого проекта, г-н Вайншток назвать отказался, стандартно сославшись на дороговизну: "В 2004 году цена одной трубы была 1,3 тыс., а сейчас -- 2,8 тыс. долл.". Но, уверен он, Бургас--Александруполис будет стоить значительно дешевле своего основного конкурента -- нефтепровода Баку--Джейхан, строительство которого обошлось почти в 4 млрд долл., хотя на подготовительном этапе специалисты оценивали этот проект в 800 млн -- 1 млрд евро.